Александр. Невская битва, х/ф

03.05.08 23:06 | Goblin | 893 комментария »

Разное

Третьего дня ознакомился с очередным продуктом отечественной кинематографии – художественным фильмом Александр. Невская битва. Как водится, просмотром остался очень сильно доволен.

Александр Невский – личность в России широко известная. Известная тем, что разгромила псов-рыцарей на льду Чудского озера. Известно это не потому, что русские страшно любят историю, а потому что Виссарионыч дал команду снять такое кино. И гражданин Эйзенштейн его снял, после чего вся страна узнала о подвиге. Правда, было немного непонятно, отчего победу одержали на Чудском озере, а зовут Александра – Невским? Пётр первый, к примеру, в честь битвы на Неве построил Александро-Невскую лавру, куда сложил мощи усопшего князя. Правда, оказалось, что лавру он построил немного не там – надо было в устье реки Ижоры, а не напротив гостиницы «Москва». Окончательно закрывает исторический пробел новый фильм Александр. Невская битва.

Историческая фильма начинается с того, что на подконтрольные Новгороду территории заезжает немецкий рыцарь, от лица которого ведётся рассказ. Рыцарь едет как на дачу – беспечно, без конвоя. Именно так и ездили рыцари, они ничего не боялись. И вдруг из кустов на него напрыгивают древнерусские гопы — оба-на!!! У рыцаря, понятно, на голове железный горшок, а в руке – вострый меч, плюс он на лошади, а гопы – пешком и с рогатинами. Историчность рогатин сразу насторожила.

Многие думают, что рогатина – от слова рогатка. Но на самом деле рогатина – от слова рог. Рогатина – это и заточенная палка, и даже копьё. И когда говорят «ходил на медведя с рогатиной» — речь о том, что ходил с копьём. А не с деревянными вилами. А у древнерусских гопов в руках какие-то деревянные прото-вилы ажно с тремя концами. Видимо, с точки зрения создателей фильма именно с этим дрючком сподручнее нападать на бронированных рыцарей.

И вот древнерусские гопы нападают на рыцаря, а из кустов за этим наблюдают какие-то другие гопы, имеющие намерение вписаться за рыцаря. По ходу выясняется, что это не гопы, а князь Александр и его дружбаны, которые приходят на помощь рыцарю и умело зачищают поляну от лесных гопов. Фильм, как уже многие догадались, про подвиги древних военных, но выглядит всё как-то невнятно. В первой драке только одну голову хорошо отрубили, и всё. Остальные кривляния в стиле «боевой гопак» интереса не вызвали.

Далее, конечно, иностранный рыцарь оказывается злобным шпионом, подосланным объединённой Европой в наши русские земли. А ведь кто бы мог подумать?! Мы к нему всей душой, а он?! Немецкая сволочь тайно встречается в подземелье с продажными боярами, которые, как и во все времена, готовы продать Родину любому, кто предложит хорошую цену. Бояре обещают немцу подготовить карту фарватера Невы, на которой будут обозначены мели и отмечены удобные для десантирования места. Рыцарь выдаёт боярам железную варежку, которая послужит паролем на следующей встрече, и уходит. Бояре, уронив на месте встречи пару улик, разбегаются.

Молодой князь Александр (в фильме ему двадцать лет) замечает пропажу рыцаря и даёт команду верным парням выяснить, куда подевался иностранец. Верных парней у князя два, обоим за пятьдесят. Но на протяжении всего фильма не покидает чувство, будто всем троим не больше пятнадцати. Князь не занят вообще ничем, кроме как тяжкими думами в стиле «с запада – немцы, с юга – татары…» даже когда молодая жена, томимая нежно, подвывает от желания рядом в койке.

Князь не ведёт никакой оперативной работы и не знает решительно ни о чём, что происходит в княжестве. То есть никто ни за кем не смотрит и никто ни о чём не сообщает, что, с точки зрения создателей фильма, позволяет руководить Новгородом особенно эффективно. И ладно бы сам князь был малолетним дурачком – в двадцать лет такое бывает, так два пятидесятилетних балбеса рядом – точно такие же интеллектуалы: ни ухом, ни рылом вообще ни в чём. Оно понятно, что сценаристу, выросшему под руководством мамы и бабушки, подобные вещи неведомы. Но в результате на экране действуют полные идиоты.

Зачитать целиком

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 03.05.08 23:22 # 16


Кому: WithWings, #12

> ДимЮрьич, а чего куце-то так?

там линк стоит: http://oper.ru/torture/print.php?t=1045689103


Goblin
отправлено 03.05.08 23:22 # 17


Кому: tail_gunner, #14

> Короткая рецензия

там линк стоит: http://oper.ru/torture/print.php?t=1045689103


Goblin
отправлено 03.05.08 23:31 # 26


Кому: antboroda, #21

> Дмитрий Юрьевич, я дико извиняюсь, линк правильный, т.е. именно на то как читать новости?

Ну если его постоянно подвешивают, как думаешь - он правильный или нет?

[Не могу понять, как так получается: сперва в заметке написано одно, а через десять минут – совсем другое?]

Заметки я пишу в онлайне, правлю их – тоже в онлайне. То есть процесс написания можно наблюдать обновляя страницу.

Могу начать заметку сегодня, а закончить завтра. Если придёт хорошая мысль, могу заметку дополнить. Если разонравится мысль, пришедшая ранее – могу убрать. Камрады укажут на ошибки – подправлю. Подошлют ссылки – вставлю. Очевидное для меня и неочевидное для других – разжую. Стилистически кривое – сделаю как надо.

Например, вот эту заметку, которую ты сейчас читаешь, подправил уже раз тридцать. Чтобы в итоге получилось так, как мне больше нравится.

Это мои заметки, и я с ними делаю что хочу и как хочу.

Не нравится – не ходи сюда.


Goblin
отправлено 03.05.08 23:50 # 51


Кому: Benjamin.ru, #49

>> Александр Невский – личность в России широко известная. Известная тем, что разгромила псов-рыцарей на льду Чудского озера. Известно это не потому, что русские страшно любят историю, а потому что Виссарионыч дал команду снять такое кино. И гражданин Эйзенштейн его снял, после чего вся страна узнала о подвиге.
>
> Ага, именно что по команде Виссарионыча личность известной стала. Тот факт, что задолго до того, как Виссарионыч не то что команды отдавать, а ещё и говорить научился, Александр Невский уже был почитаемый по всей стране святой - мелочь и её не стоит во внимание принимать.

Ну ты выйди на улицу и поинтересуйся у прохожих, кто такие Борис и Глеб, кто такие Минин и Пожарский, кто такой Ушаков.

Когда вернёшься, поделись: на хер ты эту ахинею пишешь?


Goblin
отправлено 04.05.08 00:05 # 67


Кому: WithWings, #64

> Про перечисленных должны ответить примерно следующее

http://oper.ru/news/read.php?t=1051602859


Goblin
отправлено 04.05.08 00:07 # 71


Кому: Chin7, #66

> Дмитрий, тема Невского - Батыя в одном лице не раскрыта!!!

Добавил.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:21 # 90


Кому: ISH, #50

> Рогатина подразумевает двойной острый конец. Уж не знаю про три конца.

Для тупорылых ещё раз: рогатина - от слова рог.

Это копьё.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:22 # 91


Кому: Альваро, #69

> Д.Ю., Рогатина-это заостренная деревяшка без железнго наконечка все же.

Само собой, откуда у этих идиотов железо?


Goblin
отправлено 04.05.08 00:23 # 92


Кому: ayli, #83

> Собственно невская "битва" ничем иным, как рейдом по поимке гопов и не являлась.

Да вся русская история - мышиная возня в пустом сарае.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:33 # 108


Кому: Алексейка, #106

> Дмитрий Юрич, а как вы относитесь к Секс Пистолз

Как к типичным малолетним долбоёбам.

> и пойдете ли вы на их концерт? : )

Нет.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:33 # 109


Кому: dmitrov, #107

> > Собственно невская "битва" ничем иным, как рейдом по поимке гопов и не являлась.
> >
> > Да вся русская история - мышиная возня в пустом сарае.
>
> А сарай расположен на заднем дворе провинциальной Украинской деревеньки.

Да, это важно.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:35 # 114


Кому: MekBoy, #113

> Дядя Дима, сорри за оффтоп, есть вопросик. До сих пор люблю перечитывать "Санитаров подземелий...". А нет в творческих планах написания литературной версии игры "Санитары подземелий" или отдельных ее моментов? Очень хочется еще почитать про Кабана, Демона, Крюгера и "беспощадного, как само зло, Гоблина"

Да я ж не писатель, камрад.

Пишу только когда сильно хочется, а подобное псевдо-художественное - не хочется никогда.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:41 # 120


Кому: Waka/Jawaka, #115

> И за это тебя, Дмитрий Юрьевич, и других людей, сделавших игру, благодарю.

Старались, камрад.


Goblin
отправлено 04.05.08 00:42 # 123


Кому: timoha, #121

> Дмитрий Юрич, а как вы относитесь к Секс Пистолз
> >
> > Как к типичным малолетним долбоёбам.
>
> Это не у них ли был знатный басит Сид Вишес?

У них.

Сид был мега-долбоёб.

Про него есть отличное кино, я его перевёл: http://oper.ru/trans/view.php?t=1051600691

Настоятельно рекомендую к просмотру.

> Помнится один знакомец доказывал мне, что Сидку ФБР загасило.

Кому нужен тупорылый наркоман?


Goblin
отправлено 04.05.08 01:06 # 146


Кому: Kaiser, #139

> Дмитрий, опять же сорри за офф, а много ли раз у тебя в жизни были ситуации после (в течение) которых хотелось сказать - выберусь живым (когда это закончится) поменяю образ жизни (буду больше времени уделять семье и т.д.)?

Мне никогда не казалось, что подобное происходит по причине неправильного образа жизни.

Потому никогда ничего менять не хотел и не менял.

Не надо, камрад, рисовать в воображении картины неких мега-подвигов - я подвигов не совершал.

> И еще вопрос, а как ты относишься к личности Степана Сигала? Он добился серьезных успехов в айкидо и вроде как на спец службы работал.

Я с ним не знаком, о личности представления не имею.

Первые пять фильмов считаю отличными.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:07 # 147


Кому: ТПРУНЯ, #145

> Команданте, а как там с народным голосованием?

Всё в порядке.

> Всё рецензию на "Офицеров..." жду

Скоро будет.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:07 # 148


Кому: glu87, #144

> ДЮ, в конце 80-х, кажется в журнале "Ровесник", печатались советы от Сида по подростковым вопросам, не читал?

Нет.

Были советы Ди Снайдера, помню.

Вишеза - нет.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:07 # 149


Кому: timoha, #138

> Настоятельно рекомендую к просмотру.
>
> Жаль не смотрел.
>
> Судя по рассказам про данного персонажа кино должно быть просто атомное!!!

Поищи в торрентах, должно быть.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:16 # 154


Кому: veles, #153

> Дмитрий Юрьевич, как мнение насчет Iron Man?

Отличный, смотреть смело.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:21 # 161


Кому: hel`g, #158

> Сей знатный басист и на басу играть неумел. В группе он активно изображал "настоящего панка".
>
>
> Настоящим панкам уметь играть не обязательно ;)

я бы даже сказал - противопоказано


Goblin
отправлено 04.05.08 01:21 # 162


Кому: Kaiser, #156

> Камрад, я наверное не так выразился, я не о подвигах. Бывают ситуации в которые попадаешь независимо от своего желания. Например, когда говорят, что вся жизнь перед глазами пролетает и когда после такого остаешься цел сидишь и думаешь - черт возьми, а как жизнь-то хороша, приду домой обниму жену, приведу в порядок дела, как-то так...

Я в таких вещах эмоционально-тупой, не бывало, нет.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:25 # 166


Кому: dmitrov, #164

> Всё гораздо проще на самом деле.
> Ведь тремя концами можно заколоть в ТРИ раза больше человеков, чем одним.
> Думаю поэтому.

[солидно кивает]


Goblin
отправлено 04.05.08 01:26 # 167


Кому: Winner2010, #165

> По средневековым меркам вполне приличная битва.
> Ясное дело, сейчас принято называть ее "мелкой стычкой".

Что характерно, все нападения викингов выглядели примерно так же.

Но как-то так получилось, что 250 лет терроризировали Европу.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:33 # 174


Кому: ColDoc, #173

> Что характерно, все нападения викингов выглядели примерно так же.
> >
> > Но как-то так получилось, что 250 лет терроризировали Европу.
>
> Почему же терроризировали? Английские короли были норманами, Рюриковичи тоже. На Сицилии они вообщее золотой век устроили, если сравнивать с окружающей Европой. Цивилизаторы

Блядь, и тут эксперты...

Как же вы, дорогие мои, задрали своими знаниями.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:44 # 184


Кому: ColDoc, #183


> А чо не так?

Всё прекрасно, дорогой друг.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:44 # 185


Кому: Гринго, #182

> кстати,а когда выйдет Ваша рецензия на победителя sms-голосования?

На неделе.


Goblin
отправлено 04.05.08 01:49 # 189


Кому: Tiberius, #187

> > Рогатина подразумевает двойной острый конец. Уж не знаю про три конца.
> >
> > Для тупорылых ещё раз: рогатина - от слова рог.
> >
> > Это копьё.
>
> [перекрестившись]
>
> Извиняюсь, Дим Юръичь. Сведения достоверные?

Нет, конечно.

Всё сам придумываю.


Goblin
отправлено 04.05.08 10:45 # 377


Кому: Ragnar Petrovich, #310

> Насчёт Логоваза, завалившего слона, вопросов уже не возникло.

Вот это кино!!!
На экране мой любимый герой - он самый лучший парень на свете!!!


Goblin
отправлено 04.05.08 10:46 # 381


Кому: Ламивит, #333

> Дим Юрьич, смотрели х/ф "Дитя человеческое" ? Если да, то какого мнения.

Отличное.


Goblin
отправлено 04.05.08 10:48 # 383


Кому: Winner2010, #378

> Блин, та же фигня! Они все там без шлема главные герои. Один только Гимли молодец.
> Меня это постоянно коробило - как так, без шлема биться постоянно?

Зрители не узнают персонажей в шлемах - поэтому.

В Блэк хок даун пришлось фамилии на шлемах писать.


Goblin
отправлено 04.05.08 10:59 # 392


Кому: Durman, #246

> Дмитрий, подскажи пожалуйста!
>
> Вот в смешном переводе Властелина колец несколько раз играет одна тема, мне она очень нравится, но не знаю кто исполняет и как называется.
>
> Та, от которой слоны теряли волю в Возвращении Бомжа.
>
> Догадываюсь, что это Ричи Блэкмор зверски дул в дудку, но как непосредственно называется песня - ни в ухо, ни рылом...

http://goblin.faberz.info/OST/


Goblin
отправлено 04.05.08 11:03 # 398


Кому: BadBlock, #236

> Для тупорылых ещё раз: рогатина - от слова рог.
> >
> > Это копьё.
>
> Будучи ламером в оружейном деле, не могу взять в толк, какова связь рога с копьём.
> Поясните кто-нибудь, плз.

Рогатина - от слова рог.

Рог, рогатина - острая, заточенная палка, копьё.

Оно же рожно (рог-рож), всё то же копьё.

Медведь, лезущий на рогатину-рожно, убивает себя сам - потому что лезет.

Поэтому говорят: лезет на рожон.


Goblin
отправлено 04.05.08 11:21 # 430


Кому: Winner2010, #422

> Мордорский меч ковался в Гондоре.

[страшно кричит]


Goblin
отправлено 04.05.08 11:23 # 434


Кому: Nordwin, #432

> Вы сами хоть задумайтесь, каково было тому же А. Невскому после серьезного маршброска за одну ночь (170 км довольно пересеченной местности) практически сходу ввязаться в сражение против серьезного противника и выиграть бой?

Правильно понимаю: 170 километров за одну ночь пробежали?

Разрешите поинтересоваться - какова была средняя скорость бега?


Goblin
отправлено 04.05.08 11:26 # 442


Кому: Benjamin.ru, #437

> Какое отношение уровень знания родной истории прохожими на сегодняшней улице имеют отношение к уровню знаний прохожих времени создания фильма или к уровню знания прохожих хотя бы конца 19 - начала 20 века?

Камрад, на дворе 2008 год - окстись.


Goblin
отправлено 04.05.08 11:41 # 474


Кому: Ragnar Petrovich, #471

> "Изнасилованная Мордовия" уже упоминалась?

Отдельной главой - о миллионах изнасилованных эльфами орков.


Goblin
отправлено 04.05.08 11:56 # 510


Кому: Павел Отморозов, #455

> Рецензируя рецензируемого или Иван Кошкин об отзыве ст.о/у. Критически, предупреждаю заранее.
>
> http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1613884.htm
>
> Кто такой Иван Кошкин, расписывать не стану. В кругах вифовцев он фигура столь же могучая, как Д.Ю. здесь :)

Цитата:

> Вообще Гоблин уже подзадолбал щеголять своими ментологизмами. Давно уже не опер, чего щеголять-то?

Не совсем понятно, при чём тут "щегольство"?

Если я не разбираюсь в саблях/доспехах, а гражданин разбирается - значит ли это, что поясняя что к чему, он выёбывается передо мной как муха на стекле?

Уж не щеголяет ли он своими никому не нужными, раздражающими меня оружейными познаниями?

> Особой "оперативной работы" князь и не может вести. Он даже земли в Новгороде не имеет, вообще-то. И базируется не в Детинце.

[смотрит мутными глазами]

И что?

Как это мешает общению с людьми и сбору информации?

> Князь в Новгороде - это приглашенный военачальник со своим отрядом, временный главнокомандующий на случай войны. Всем вертит боярская олигархия и владыко-архиепископ, а князю могут в два счета на дверь указать. И ВС-князья, а потом и их московские преемники всю дорогу это змеиное кубло пытались построить с переменным успехом. У юного князя с небольшой дружиной только и забот - "вести оперативную работу". Ему нужно найти опору в городе, понять, кому он может доверять, понять механизм работы этого колоссального и абсурдного формирования - Господина Великого Новгорода.

То есть оперативная работа в стиле "найти опору в городе, понять, кому он может доверять, понять механизм работы" - это не оперативная работа.

Буду знать.


Goblin
отправлено 04.05.08 11:58 # 515


Кому: Punk_UnDeaD, #504

> фигня, всего 2 фразы конкретно про главного, но обе мимо
> однако вопрос, почему автор взял за канву чужую рецензию?

Да нормально написано - читать интересно и познавательно.


Goblin
отправлено 04.05.08 12:00 # 520


Кому: Miles_Perpetuus, #516

> > Рогатина - это копье, а рожон острие или наконечник копья. Насколько помню, традиционная боевая рогатина имела наконечник в форме лаврового листа.
>
> > Эть где это древни славяне на лаврушку насмотрелись чтоб в её форме наконечники делать? В пельменЯх, что ли?
>
> А для этого обязательно было смотреть?

Конечно.

Не видел лаврового листа - естественно, не сможешь придумать вещь такой же формы.

А если придумал - значит, видел лавровый лист.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:03 # 578


Кому: Ulysses, #576

> Дмитрий Юрьевич, на твой взгляд, творцы старались сделать римейк-ремастеринг "Александра Невского" (читай: переплюнуть)? Хорошо ли с твоей точки зрения, представлениа битва в эйзеншейновском фильме?

Камрад, язык кино за это время поменялся радикально.

Ты посмотри насколько отличается х/ф Кобра от х/ф Гнев, а разрыв лет в двадцать.

Так и тут.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:04 # 579


Кому: Сяо Му, #570

> Я вижу, дискуссия о рогатинах завязалась нешуточная...

Нет дискуссии.

Есть, как обычно, констатация факта, каковой поразил детей в самый мозг.

Дети не могут согласиться со внезапно отверзнувшимися безднами.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:05 # 580


Кому: Ягер, #547

> Будет рецензия на новый зрелищный художественный фильм со спецэффектами - "Человек-утюг"?

Будет.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:47 # 614


Кому: Альваро, #604

> Д.Ю. если ты смотрел фильм "Cлуга государев", как тебе он?

Никак.

> А почему заград.отряд эльфов в твоем смешном переводе носит название "Белые колготки"?

С финской войны, "подразделение" Лотта Свярд.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:49 # 616


Кому: Beebop, #600

> Юрьич, читал "Выбраковку" Олега Дивова?

Да, по многочисленным советам.


Goblin
отправлено 04.05.08 13:57 # 618


Кому: Beebop, #617

> Да, по многочисленным советам.
>
> Окей, тады я советовать не буду. :)

Камрад, мне 47 лет.

Ты ещё Карлсона почитать присоветуй.


Goblin
отправлено 04.05.08 14:21 # 643


Кому: Nordwin, #609

В обчем, камрад, фильм не разочаровал!!!


Goblin
отправлено 04.05.08 14:22 # 644


Кому: Skwiz, #640

> Камрад, мне 47 лет.
> >
> > Ты ещё Карлсона почитать присоветуй.
>
>
> Главный, и как тебе произведение?

Да никак.

> Судя про упоминанию Карлсона - ты его трактуешь на том-же уровне?

Это не "я трактую", а произведение такое.


Goblin
отправлено 04.05.08 14:39 # 655


Кому: Nordwin, #654

> Обещаю и в будущем содействовать, если есть желание.

Наше кредо - всегда!!!

Спасибо, камрад!


Goblin
отправлено 04.05.08 15:25 # 674


Тихомиров М. Н. Издевка над историей.
Критический разбор первого варианта киносценария 'Александр Невский'

В журнале 'Знамя' N 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий 'Русь', составленный П. Павленко совместно с режиссером С. М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.
Сценарий начинается 'предисловием', в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. 'В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения'.

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть 'монголам рынки Европы' (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и 'пасторам': 'Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека' (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, 'Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским' (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: 'Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины' (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Балк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят нас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, так как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы 'Садко' и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. 'Лес осенью. Рыцари, построившись клином, 'свиньею', врываются в села под Псковом' - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю 'свиньею' (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, 'тяжелое дыхание рыцарей'. Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: 'На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича'. Тут же и 'пятисотенный' Павша, который предлагает 'епископу' снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же 'пятисотенного' известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена 'князя-лапотника', упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: 'Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо' (стр. 109). Город, конечно, может быть, как 'в праздник весел', но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере вероятно и не слышали. Есть еще и какой-то 'варяжин'. Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности, чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы 'Садко': веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши 'холодные' сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: 'Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл'. Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. 'Меньшие' - за призыв Александра, 'большие' - за 'сговор с немцами' (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу 'рукополагают' в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие 'нормандские рыцари', происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. 'В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь' (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные 'княжата', то есть дети Александра Невского, 'в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне' (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана 'зверино одетая чудь', какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского: Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария:

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык 'Бориса Годунова' Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из 'Двенадцати стульев'. Так, например, Буслай говорит: 'Ну, как так - не знаю: Чего вола за хвост тянуть' (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: 'Нам, брат, война ни к чему' (стр. 111); 'У-у, оголец' (!); 'И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви' (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: 'В чем их секрет?' (стр. 121); 'Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал' (стр. 117); или 'войну воевать - не комедь ломать' (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: 'Сценарий писать - не комедь ломать'. Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: 'Орда наша езжай, там работа много есть' (стр. 108); 'Буюк адам, якши адам'; 'Он шведов бил, а нас чехи били' и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: 'Зер гут лошадка. Корош, корош' (стр. 116); или 'О, шорт' (стр. 116); не отстает и перс: 'Весели город, красива город' (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то 'чудо': Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: 'Вставайте, люди русские'. Старый нищий говорит: 'Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь' (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища 'в новгородских полках шептали, ахали, ругались' (стр. 123); 'закричали, заматерились новгородские ловкачи' (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только 'чудо' спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не 'чудом', как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: 'По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: 'укорим словенский язык'. Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: 'пойдем, победим Александра и имам его руками своими'. Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ололчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское: Тако у князя Александра множество храбрых людей: бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла: возвратися с победою князь Александр славною'. Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени 'Русь' и великого исторического прошлого русского народа.

Историк-марксист. М., 1938. N 3.
Журнал "Родина" №12, 2003
из журнала nikolamsu


Goblin
отправлено 04.05.08 19:28 # 788


Кому: Plaun, #787

> А the Clash тебе как?

Бодрые.


Goblin
отправлено 05.05.08 20:47 # 862


Кому: UFB, #836

> "Я уже наверное сто раз говорил: выражение "пал на траву" или "укусил траву" - это стандартный оборот в средневековой германской рыцарской поэзии, означает просто "погиб", и вовсе не означает, что кто-то действительно упал и действительно на траву. Это выяснено давным-давно, однако, некоторые горе-исследователи до сих пор носятся с этой "травой" (в прямом и переносном смысле этого слова), как дураки с писаной торбой, и кричат про битву в прибрежных камышах ("шумел камыш, деревья гнулись"). Вот недавно по ящику тоже какие-то новые горе-искальцы опять эту чушь повторяли."

А вот когда говорят "склеил ласты" - все ли представляют себе водолаза?


Goblin
отправлено 05.05.08 21:23 # 865


Кому: Игорь Сергеевич, #864

> Я не специалист по русской идиоматике

[отчаянно кричит]

Сергеич, это я так тонко пошутил!!!



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк