За Зину Туснолобову!

12.05.10 10:41 | Redakteur | 350 комментариев »

Победа!

13 мая 1944 года в частях 1-го Прибалтийского фронта читали письмо, напечатанное во фронтовой газете «Вперёд на врага».
Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!

Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.

Я была лаборанткой-химиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя 123 раненых бойца и командира.

В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу...



До и после.
И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы еще один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!

Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.

Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, даёт огромное облегчение моим мукам…

Мне очень тяжело. В двадцать три года оказаться в таком положении, в каком оказалась я… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чем мечтала, к чему стремилась… Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю, в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщённым, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.

И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне!

Вспомните — и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!

Зина Туснолобова, гвардии старшина медицинской службы. Москва, 71, 2-й Донской проезд, д. 4-а, Институт протезирования, палата 52.

Санитарка 849-го с.п. 303-й с.д. 60-й армии Воронежского фронта Зина Туснолобова служила на фронте с 1942 года. Февраль 1943 разделил её жизнь на две неравные части — до и после.

Умерший от ран лейтенант так и не стал её 124-м спасённым. Пока она ползла к умирающему командиру, ей перебило ноги. Немцы пошли в контратаку. Она пыталась притвориться мёртвой, но, видимо, не очень удачно. Немецкий солдат пожалел на неё пулю, но в суматохе боя не убедился, что удары сапогами и прикладом добили русскую санитарку.

Возвращавшаяся ночью разведгруппа обнаружила подающую признаки жизни санитарку, вырезала её финками из наста и вытащила её в своё расположение. Доставить её в полевой госпиталь удалось только на третий день; от сильного обморожения всех конечностей развилась гангрена — будто тяжелейшего ранения ног было мало.

Месяцы лечения, восемь сложнейших операций спасли жизнь 23-летней симпатичной молодой женщины — но она осталась без обеих рук и обеих ног.

Поддавшись тоске и отчаянию, Зина (точнее, санитарка по её просьбе) пишет мужу, с которым до войны толком-то и пожить не довелось — лейтенанту Иосифу Марченко:
Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду... Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай.
Твоя Зина

Иосиф не предал Зину.
Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих сослуживцев и предупредил меня, что, по моему характеру, я должен с тобой жить и в дальнейшем хорошо. Я думаю, что он прав, — если я останусь жив.
Ну всё. С нетерпением жду ответа. Твой — искренне тебя любящий — Иосиф.

Желаю быстрейшего выздоровления. Будь здравой физически и морально. Еще раз прошу: ничего плохого не думай. Может быть, скоро (в июле) буду ехать через Свердловск — обязательно заеду к тебе.
Много, много раз целую.
Иосиф.
1 / VII 43 г.
Зина воспряла. Главный хирург Свердловского госпиталя Николай Васильевич Соколов сделал Зине сложную операцию на предплечье: разделил кости левой руки и обшил их мышцами так, чтобы получились два сжимающихся «пальца». Она училась умываться, причёсываться, брать предметы. На остаток правой руки ей сделали резиновую манжетку, в которую вставлялся карандаш — и Зина заново научилась писать.

К ней приходили пионеры, рабочие с Уралмаша. Она упросила их организовать митинг на заводе. Зина выступала с положенных на недоделанный танк носилок.
Я очень сожалею, что так мало успела сделать для своего народа, Родины... Сейчас я не могу работать. У меня нет теперь ни рук, ни ног. Я вас очень, очень прошу: если можно, то сделайте за меня хотя бы по одной заклепке для танка.

К концу месяца военпреды приняли пять Т-34, изготовленных сверх плана из сэкономленного металла. На их башнях было написано: «За Зину Туснолобову!»


В башне танка «За Зину Туснолобову!» — его командир ст. л-т Михаил Носов. Фото Б. Вдовенко


Уже в 1944 году, находясь в московском Институте протезирования, Зина написала процитированное в начале письмо бойцам 1-го Прибалтийского фронта, который приближался к её родному Полоцку. Ей пришло больше 3000 ответов (с тех пор она получала очень много писем, до самой смерти). Её письмо читали солдатам перед штурмом Полоцка. Её имя писали на самолётах, пушках, танках, бомбах.


Ил-2 «За Зину Туснолобову!»; лётчик ст. л-т Пётр Андреев (впоследствии п/п-к, Герой Советского Союза), стрелок Николай Мощенских (погиб в воздушном бою под Ригой)


Когда после тяжёлого ранения был демобилизован муж Зины, она встретила его дома, стоя на ногах. И шла по жизни, никогда не сгибаясь. Даже когда болезнь убила двух первых детей Зины и Иосифа — они пережили это горе, и в семье Марченко-Туснолобовых появились ещё двое, мальчик и девочка.


Семья Иосифа Марченко и Зинаиды Туснолобовой


Инвалид Великой Отечественной войны первой группы Зинаида Туснолобова всё время работала — для людей. Диктором полоцкого радио, членом горкома партии. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 декабря 1957 года — об этом ходатайствовали Военно-медицинский музей МО СССР, полоцкие горком партии и горсовет.

Биографическая справка: Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко (23 ноября 1920 — 20 мая 1980), гв. старшина медицинской службы. Родилась на хуторе Шевцово Витебской обл. в крестьянской семье, русская. Образование неполное среднее, работала в Ленинске-Кузнецком Кемеровской обл. лаборантом-химиком треста «Ленинскуголь». В РККА с 1942 г., окончила курсы медсестёр; в действующей армии с апреля того же года. За 8 месяцев вынесла 123 раненых. В бою за ст. Горшечное Курской обл. тяжело ранена, обморожена; ампутированы руки и ноги. Член ВКП(б) с 1942 г. Автор известного письма-призыва к воинам 1-го Прибалтийского фронта (май 1944). Жила в Полоцке, работала диктором местного радио, была членом горкома КПСС, вела большую общественную работу.
Герой Советского Союза (медаль №10842), награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. В 1965 г. стала лауреатом медали МККК им. Флоренс Найтингейл.



POST SCRIPTUM

По просьбам камрадов внучка героини записала рассказ отца — Владимира Иосифовича Марченко, сына Зинаиды и Иосифа.
В послевоенное время Зинаида Михайловна вела большую информационно-патриотическую работу со всеми кто к ней обращался (школы, воинские части, предприятия). Принимала дома делегации со всего СССР, а также иностранные. Во время летних каникул со всех уголков страны на встречу с ней приезжали группы школьников и студентов. Всех кто с ней общался, в первую очередь поражала ее энергия и оптимизм. Каждый день был расписан. Что сделать по дому, кому позвонить, с кем встреча. Не она просила помощи, а к ней за помощью в решении различных проблем и со своими бедами обращались люди.
Выезжала на встречи с однополчанами в Ленинск-Кузнецкий, Воронеж, воинские части.
Любила готовить. До 70-х годов сама собирала грибы. Сама отвечала на письма.

По приезду в г. Полоцк Иосиф Петрович работал в артели «Пищевик» — нач. цеха, главный инженер, директор.
Всегда старался делать Зинаиде Михайловне хоть мелкие, но подарки к разным датам. Памятные — по случаю рождения детей.
Охотник, рыбак, грибник. Любил покопаться в огороде около дома.
Живя в частном доме — 72 кв.м, — все работы по дому выполнял сам, пока не подросли дети.

Сын Владимир родился в 1951 году. Работал слесарем-монтажником, служил 1970-1972 год в ракетных войсках. (По закону, учитывая здоровье матери и отца, мог не служить.) После армии вернулся на прежнее место работы.
Закончил институт в 1980 году. К.М.С. по водным лыжам. 32 года работает в газовом хозяйстве. В настоящее время зам. директора горгаза.

Внучка Юля 1976 года рождения. Окончила школу с серебряной медалью. Инженер-строитель. Живет и работает в Минске.

Дочь Зинаиды Михайловны — Нина родилась в 1959 году. По образованию швея. В настоящее время домохозяйка. Вырастила двух сыновей. Младший демобилизовался из армии в марте 2010 г.

Почти все мужчины по материнской и отцовской линии отслужили срочную службу в боевых частях.

Спасибо, Юля.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 всего: 350

ненаркот
отправлено 12.05.10 14:24 # 1


Смог ли бы я так жить? Наверное нет.
Люди со стальным стержнем внутри!


alex1973
отправлено 12.05.10 14:25 # 2


Э-эх, были ж люди!!!


Lizard
отправлено 12.05.10 14:25 # 3


Да. Вот это воля.


ALEX_61
отправлено 12.05.10 14:26 # 4


Плакал.
Вечная слава героям!


Бешеный прапор
отправлено 12.05.10 14:26 # 5


А некоторые пидарасы пишут "Если бы не сопротивлялись немцам, пили бы баварское пиво". Вот оно - баварское пиво.


Глав Упырь
отправлено 12.05.10 14:27 # 6


Слов нет, эмоции захлёстывают.
Хочется встать смирно и так стоять, долго стоять..

Кому: Всем

Вот о таких людях надо помнить и вспоминать, когда тебе "кажется" что у тебя в жизни "всё хреново".


drv
отправлено 12.05.10 14:29 # 7


Блин, даже читать такое - невыносимо тяжело. А каково оно было ей было - и представлять не берусь.

Слава героям. Вечная память их подвигам.

P.S. Я так понимаю, Зина некрещёная была?


Sapsan
отправлено 12.05.10 14:30 # 8


> Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости.

Они не лишили её Воли. Да, именно так - с большой буквы.

Она сделала для Победы намного больше, чем могли бы сделать большинство здоровых людей.

Вечная Слава!


Стяпан
отправлено 12.05.10 14:30 # 9


Ком в горле...Великие Люди


Sapsan
отправлено 12.05.10 14:30 # 10


Кому: drv, #7

> P.S. Я так понимаю, Зина некрещёная была?

Да какая разница-то, камрад?


ProFFeSSoR
отправлено 12.05.10 14:31 # 11


Действительно Герой, и какой патриотизм! Пока читал, слёзы на глаза наворачивались...


Gunny52
отправлено 12.05.10 14:33 # 12


Господи, какие Люди!


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.05.10 14:33 # 13


Зина - молодец!

Нам, с нашими проблемками, вечно ноющим по малейшему поводу, лучше закрыть варежку и учиться пробивать любые преграды у Зины и других таких, как она, искалеченных войной.


JD_irkut
отправлено 12.05.10 14:34 # 14


Низкий поклон.
Я пред всеми вами муравей.


Глав Упырь
отправлено 12.05.10 14:34 # 15


Кому: drv, #7

> P.S. Я так понимаю, Зина некрещёная была?

Камрад, ну давай обойдёмся без теологических споров, хотя бы в этой ветке?
Разве это имеет столь большое значение? А ну, как была и что опять начнём спорить, вопреки или нет?


drv
отправлено 12.05.10 14:34 # 16


Кому: Sapsan, #10

> Кому: drv, #7
>
> > P.S. Я так понимаю, Зина некрещёная была?
>
> Да какая разница-то, камрад?

Это типа горькая ирония над тем, как нам представляют ту страшную войну нынешние Творцы.

Наверное, не к месту, но порой хочется просто удавить гадов.


Beaths
отправлено 12.05.10 14:35 # 17


Вот это люди были...

Просто нет слов.


гуманитарий
отправлено 12.05.10 14:36 # 18


Вроде, взрослый дядька, а сижу, прослезившись! Невероятная сила духа у женщины! И муж у нее молодец, настоящий человек.


Redakteur
отправлено 12.05.10 14:37 # 19


Кому: drv, #7

> Я так понимаю, Зина некрещёная была?

Коммунистом она была.

А вот обработавший её немецкий солдат -- наверняка крещёный, и с клерикальным лозунгом на пряжке ремня.


wired woman
отправлено 12.05.10 14:39 # 20


После прочитанного, так стыдно за свои сопли и жалобы стало.

Муж ее меня восхищает, мало того, что не бросил, так еще и детей родили.


Flash
отправлено 12.05.10 14:40 # 21


> А некоторые пидарасы пишут "Если бы не сопротивлялись немцам, пили бы баварское пиво"

Пидарасы пусть размышляют в сослагательном наклонении. А те, кто дошли, попили баварского в 45ом
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/20091230_beer.7t2moupfq40s480kwskkc08o0.ejcuplo1l0o...


Ламивит
отправлено 12.05.10 14:42 # 22


Я бы наложил на себя руки. Я слабый. ОНИ сильные.


Chigg
отправлено 12.05.10 14:45 # 23


Кому: Глав Упырь, #6

> Вот о таких людях надо помнить и вспоминать, когда тебе "кажется" что у тебя в жизни "всё хреново".

Таких людей нужно помнить всегда, Камрад, и чтить.


Хромой Шайтан
отправлено 12.05.10 14:46 # 24


Стальной воли женьщина!


MickM
отправлено 12.05.10 14:47 # 25


Вечная память.
О таких надо помнить.


pavelt
отправлено 12.05.10 14:47 # 26


Даже слезы навернулись... Железные люди тогда были.


bobah.spb
отправлено 12.05.10 14:47 # 27


таким людям не нужна была форма "от Хьюго Босс"


Kanatko
отправлено 12.05.10 14:48 # 28


Слов нет.
Слава и вечная память героям.



Dark_North
отправлено 12.05.10 14:50 # 29


слезы на глазах.
вот это ЛЮДИ, вот это СЕМЬЯ!


ushak
отправлено 12.05.10 14:50 # 30


Читаю - комок в горле. Вот ведь - люди!
И таких людей мрази-подрабинеки могут себе позволить мазать говном.

> Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.
> Вспомните — и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!

Только так!


Прапор Сумкин
отправлено 12.05.10 14:53 # 31


Героиня, вечная память ей. Без слёз читать невозможно


GhostDoG
отправлено 12.05.10 14:53 # 32


Незаурядная сила духа даже для того поколения! Про нас вообще молчу


SavvaGI
отправлено 12.05.10 14:57 # 33


И подвиги какие разные. У кого-то минута, а у кого-то вся жизнь, - Подвиг.
Вечная СЛАВА!


shhmn
отправлено 12.05.10 14:59 # 34


Пару дней назад на nnm.ru прочитал про Зину Туснолобову, теперь и на тупичке, спасибо.
Нет слов, настоящие люди и это пример правильных, настоящих человеческих поступков, так я считаю.

Спасибо ей, спасибо всем ветеранам, которые мужественно сражались и выбили фашистских сволочей, и оружием и медицинским обеспечением своих раненных и успешным командованием и умелой пропагандой и работой в тылу. Спасибо им всем, надо помнить вечно.


ProstoJa
отправлено 12.05.10 14:59 # 35


ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!


Genji
отправлено 12.05.10 15:00 # 36


Кому: pavelt, #26

> Даже слезы навернулись... Железные люди тогда были.

Это точно! Не то что сейчас, вешаются/спиваются потому что кредит не могут отдать.


chen75
отправлено 12.05.10 15:00 # 37


Истинная сила духа! Непобедимые люди. Мне бы хоть тысячную долю такой силы и жизнелюбия, верности и бесстрашия.


Мичман Панин
отправлено 12.05.10 15:02 # 38


Стальное поколение. Девушка титан духа.


nick_nSk
отправлено 12.05.10 15:02 # 39


Спасибо авторам раздела Победа!


Дадли Смит
отправлено 12.05.10 15:02 # 40


Вынести сто двадцать человек с поля боя - это спасти роту полного состава. А потом еще так жить, что сама жизнь стала подвигом. Слава

P.S Посмотрел на даты жизни. Простите, но хорошо, что она не дожила до всего этого дерьма в 1991. Умерла спокойно. Еще раз извините


суровый молочник
отправлено 12.05.10 15:03 # 41


гвозди бы делать из этих людей - больше бы было хороших гвоздей!

Честно говоря, читая такие истории, не покидает ощущение себя полным ничтожеством и никчемностью....


Дрянь такая
отправлено 12.05.10 15:03 # 42


Про таких медсестер фильмы теперь не снимают. Фильмы нынче снимают про показывающих сиськи - это гораздо героичнее!


Рожденный_в_СССР
отправлено 12.05.10 15:03 # 43


Низкий поклон и Вечная Память! Нам до таких людей расти и расти


GhostDoG
отправлено 12.05.10 15:03 # 44


> Главный хирург Свердловского госпиталя Николай Васильевич Соколов сделал Зине сложную операцию на предплечье:

Док тоже красавчик. Мне, как профану в медицине (более менее хорошо только свои болячки знаю) вот такое
> разделил кости левой руки и обшил их мышцами так, чтобы получились два сжимающихся «пальца»
представляется как сверхестественное


BfH
отправлено 12.05.10 15:05 # 45


Сейчас говорят - война творила с людьми чудеса. Но я в чудеса не верю. Просто поколение было такое - стальное - ведь они жили в условиях стократ хуже наших сегодняшних, не ели сыто и не спали сладко, а поди ж ты, и индустриализацию провели и Красный стяг над Рейхстагом водрузили, и страну восстановили и в космос полетели. Зина Туснолобова лишь одна из миллионов несломленных духом, тогда это массовое явление было.


sirvic
отправлено 12.05.10 15:05 # 46


При чтении слезы наворачиваются.
Слава Героям! И спасибо.


debuilder
отправлено 12.05.10 15:10 # 47


- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
(с) М.Ю.Лермонтов, Бородино.


Chiba
отправлено 12.05.10 15:10 # 48


Фото таких людей надо на парады выносить, биографии их рассказывать, а не всякую пидоресню приглашать.


Pythonus
отправлено 12.05.10 15:12 # 49


в далеком августе 1758 после сражения при Цорндорфе прозвучали слова, приписываемые историком фон Архенгольцем самому Фридриху Великому, прусскому королю.
"Русского солдата мало убить – его надо еще и повалить"


Zodiac
отправлено 12.05.10 15:17 # 50


Все же хорошо что сейчас есть хоть какая то информация по воинам.
Дед двоюродный мой - Герой Советского Союза. Мы в семье просто знали за что наградили (посмертно). И все.
Недавно на сайте "мемориала" по поиску нашел и документы по выбытию из списков части в связи с гибелью, и наградной лист.
Приятно стало. Отвез бабушке. Расплакалась.


onerhyme
отправлено 12.05.10 15:17 # 51


Врагу не пожелаешь. Ладно, хоть протезы ног изготовили и что-то вроде пальцев.
Воля железная, конечно. Во многом, тем не менее, помогли многочисленные откликнувшиеся люди и Иосиф Марченко - редкой души человек. Таких бы людей побольше. А тем фашистам, тем более их почитателям, вечный срам.


Chigg
отправлено 12.05.10 15:17 # 52


Пять Т- 34 сверх плана из сэкономленного металла- это ОЧЕНЬ сложно!
Вечная память Героям!
Вечная память Кующим Победу!


bess
отправлено 12.05.10 15:17 # 53


Если бы все равнялись на таких вот Стальных Людей, то и Страну бы не развалили. Но сейчас модно равняться на всяких зверевых-моисеевых, оттого всё у нас вот так, через жопу...

Вечная слава героям.


Watson
отправлено 12.05.10 15:18 # 54


Кому: Дадли Смит, #40

> Посмотрел на даты жизни.

Подписываюсь. Всегда непроизвольно на дату смерти смотрю. Если до "перестройки", то испытываешь облегчение. Но в то же время желаю оставшимся долгих лет жизни. Какое то раздвоение получается.

Слава Героям.


medic
отправлено 12.05.10 15:21 # 55


Железная воля. Слава Героям!

Кому: BfH, #45

> Просто поколение было такое - стальное - ведь они жили в условиях стократ хуже наших сегодняшних

Какие такие "стократ"? HDTV не было? Или я тебя неправильно понял?


gloomy owl
отправлено 12.05.10 15:22 # 56


Вечная слава и память.


Orbis
отправлено 12.05.10 15:24 # 57


Вот это и есть желание жить и побеждать.


Whisper
отправлено 12.05.10 15:30 # 58


Вечная слава и память!


graf alex
отправлено 12.05.10 15:31 # 59


Кому: суровый молочник, #41

> гвозди бы делать из этих людей - больше бы было хороших гвоздей!

Гвозди б делать из этих людей -
Крепче б не было в мире гвоздей.
«Баллада о гвоздях», Н.Тихонов

Интересно, чтобы она ответила Медведеву, что она это делала ВОПРЕКИ Сталину?


gbl
отправлено 12.05.10 15:31 # 60


to watson

>Всегда непроизвольно на дату смерти смотрю. Если до "перестройки", то испытываешь облегчение

аналогично. Прости нас Бог.. ((


ДмитрийАлександрович
отправлено 12.05.10 15:31 # 61


Очень тяжело было читать эти строки.


Chigg
отправлено 12.05.10 15:31 # 62


Кому: debuilder, #47

> - Да, были люди в наше время,
> Не то, что нынешнее племя:
> Богатыри - не вы!
У нынешних "богатырей" Ницше на столе и Вагнер в ушах...в лучшем случае...мрази.


opossum19
отправлено 12.05.10 15:31 # 63


Слава Героям!


Mikke
отправлено 12.05.10 15:32 # 64


Вечная память Героям!
прошу (ходатайствую) разместить историю моей землячки - снайпера Розы Шаниной, общепризнанной одним из лучших снайперов Великой Отечественной...
погибла, прикрыв собой командира.
я раньше жил на улице её имени, проводятся зимние соревнования в честь её.
информация тут:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/223837
http://www.a-z.ru/women_cd2/12/4/i80_207.htm
http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=20021
http://airaces.narod.ru/snipers/w1/shanina1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанина,_Роза_Егоровна


SERP73
отправлено 12.05.10 15:34 # 65


Кому: Ламивит, #22

> Я бы наложил на себя руки. Я слабый. ОНИ сильные.

ОНИ - такие же люди. Из мяса и крови, только в голове говна не было. Банально, но нужно учиться быть достойными. Десятки миллионов погибли, миллионы стали калеками и подорвали здоровье, чтоб мы могли просыпаться утром в тёплой койке и есть на завтрак яичницу с беконом.
Неужели же только для этого?!
А что если каждый начнёт спрашивать себя по завершению дня: "А достойно ли я его прожил? Имела ли смысл та великая жертва?". Думаю, через десять лет ОЧЕНЬ изменится и жизнь страны и ваша жизнь.


graf alex
отправлено 12.05.10 15:34 # 66


Кому: medic, #55

> Просто поколение было такое - стальное - ведь они жили в условиях стократ хуже наших сегодняшних
>
> Какие такие "стократ"? HDTV не было? Или я тебя неправильно понял?

Жратвы было мало (ее тогда вообще негусто было, агропромышленность еще нынешних чудес творить не умела). Жилья было мало - коммуналки после бараков за счастье были. С одеждой тоже не все хорошо было, синтетику то еще не придумали. Про мелочи навроде стиральных машин и душа я вспоминать не буду. Если не путаю, то и рабочий день был дольше и выходных меньше. И работа намного тяжелее.

Жизнь была труднее во всем, в каждой мелочи.


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.05.10 15:38 # 67


Кому: graf alex, #66

> Жизнь была труднее во всем, в каждой мелочи.

А почему?


Jorgen
отправлено 12.05.10 15:41 # 68


До слез проняло. Слава Героям!


Manofwar
отправлено 12.05.10 15:41 # 69


Вечная Слава Героям!

Честно, в шоке пребываю. Сомневаюсь, что я так же смогу. А хрупкая женщина смогла. В общем, ещё раз Вечная Героям!


denied
отправлено 12.05.10 15:41 # 70


Спасибо за то что сделали!!!! Вечная память!


C-Melo
отправлено 12.05.10 15:42 # 71


Прочитал - слезы навернулись!

Вечная СЛАВА! Вечная ПАМЯТЬ!


drv
отправлено 12.05.10 15:42 # 72


Кому: Хмурый_Сибиряк, #67

> А почему?

Известно Почему!!! Странный вопрос.


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.05.10 15:44 # 73


Кому: drv, #72

> А почему?
>
> Известно Почему!!! Странный вопрос.

Тихо ты! Спугнешь мне тут!!!


Vovam47
отправлено 12.05.10 15:44 # 74


Я понимаю, что это бесполезно, но все-же, когда всякие шавки тявкают про "совков", если есть возможность ответить, дать ссылку на Зину.


graf alex
отправлено 12.05.10 15:46 # 75


Кому: Хмурый_Сибиряк, #67

> Жизнь была труднее во всем, в каждой мелочи.
>
> А почему?

Думаю, главным образом изза отсутствия времени.

Мне представляется что 70 лет назад приходилось тратить кучу времени на то, на что сегодня не тратим. Возьмем стирку - это сначала стирать в холодной воде, долго, муторно и тяжело. Потом полоскать и отжимать. Потом развешивать во дворе, ждать пока высохнет, снимать и раскладывать.

Когда на даче мама болела - мне, здоровому 15летнему оболтусу приходилось заниматься стиркой. Водопровода не было - принес воды, погрел, постирал- пошел на пруд - пополоскал - развесил - собрал. Так вот - это чисто физически ОЧЕНЬ тяжело. Хотя со стороны кажется ерундой.

Это только стирка. Продолжать?
Продолжать?


Mi4urin
отправлено 12.05.10 15:47 # 76


Слезы от прочитанного навернулись.

Такие они были - наши советские герои.


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.05.10 15:51 # 77


Кому: graf alex, #75

> Продолжать?

Не надо. Ты не с того начал. Вопрос был: почему народу жилось тяжело? С какого вдруг перепугу люди жили в бараках, вкалывали на заводах по 16-20 часов, ели не пойми что? Наверное, все-таки, потому, что нужно было ограничить себя сегодня в чем-то, чтобы завтра, твои дети имели ту же самую стиральную машину, о которой ты пишешь, могли жить в собственной квартире, а не в бараке или коммуналке.
Время было такое. Надо было много сделать сегодня, чтобы завтра было легче. Отсюда и лишения.


Chigg
отправлено 12.05.10 15:52 # 78


Кому: BfH, #45

> Зина Туснолобова лишь одна из миллионов несломленных духом, тогда это массовое явление было.

Несломленных духом и сейчас много, поверь. А твари хватало везде и сполна.


Zakharoff
отправлено 12.05.10 15:52 # 79


Слава Русскому Народу Победителю !!!


Antarеs
отправлено 12.05.10 15:52 # 80


Кому: Хмурый_Сибиряк, #67

> Жизнь была труднее во всем, в каждой мелочи.
>
> А почему?

Потому что когда ты хочешь чтобы только тебе было хорошо, жизнь будет для тебя легкой, а если живешь для других - тяжелее во сто крат.
Тяжело быть Человеком. Тяжело быть правдивым, принципиальным и т.д., трудно жить в борьбе. Людей учили не поддаваться, а сейчас учат плыть по течению как то же д....о.


BfH
отправлено 12.05.10 15:54 # 81


Также доподлинно известно, что если писать всякую херню, то расправа модераторов будет быстрой и кровавой.



ilya86_
отправлено 12.05.10 15:59 # 82


Вечная Память!!!


Naolvi
камрадесса
отправлено 12.05.10 15:59 # 83


Кому: Дадли Смит, #40

После такого совершенно по-другому смотришь на настоящее...Вечная Слава и Память!
Про то, что не дожила до 91ого - я бы сократила до 85ого! обидно...за Страну, за Людей...


Ajaj
отправлено 12.05.10 16:07 # 84


Кому: BfH, #81

> Также доподлинно известно, что если писать всякую херню, то расправа модераторов будет быстрой и кровавой.

Это что же можно было написать, глядя на эти фотографии в новости????


RavenWhite
отправлено 12.05.10 16:18 # 85


Хм...
Был у деда, там по национальному (проводному) радио как раз стихи автор читал про войну.
О тяжелом труде медсестер... О том, что они видят смерть более страшную, а зачастую гораздо белее долгую и мучительную, чем солдаты. Тянут такой громадный груз работы... и находят в себе силы радоваться чьему то выздоровлению, подбадривать...
на украинском читал, кстати.

Вечная слава! Вечная память...


Centuriones
отправлено 12.05.10 16:18 # 86


Читал - на глазах слёзы. Вечная ей память и слава!


Dark Pikachu
отправлено 12.05.10 16:19 # 87


Вечная память!


кырпыч
отправлено 12.05.10 16:22 # 88


Вечная память.


Cep}I{
отправлено 12.05.10 16:23 # 89


Да, сильная женщина. Очень тяжело ей пришлось.

Вечная память.


SHOEI
отправлено 12.05.10 16:24 # 90


А мне не грустно. Меня гордость распирает за таких вот людей и соотечественников!

Слава героям!

Кому: Ajaj, #84

> Это что же можно было написать, глядя на эти фотографии в новости????

Это же пидорасы. Они пишут пидорскую херню вне зависимости от фотографий и новостей.


DeathSquirell
отправлено 12.05.10 16:33 # 91


Вечная память советской женщине, которую ни согнуть, ни сломать!


москвич
отправлено 12.05.10 16:33 # 92


> И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне!
>
> Вспомните — и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!

Зинаида Михайловна, боремся. Не посрамим.


KAAREAL
отправлено 12.05.10 16:33 # 93


Я так просто рыдал - молодая девченка и так попасть. Лежит вмерзшая в землю, больно, холодно до ломоты костей, темно своих нету ууууу.... да потом еще дети умерли, пипец просто, руки трясутся щас.
Муж тоже мужик


anthony
отправлено 12.05.10 16:37 # 94


у власти орлиной орлят миллионы

а сейчас одни шакалы на виду


KAAREAL
отправлено 12.05.10 16:37 # 95


Кому: GhostDoG, #44

> разделил кости левой руки и обшил их мышцами так, чтобы получились два сжимающихся «пальца»
> представляется как сверхестественное

Делали такое многим, камрад. До меня на кафедре мужик работал. Тот докторскую диссертацию написал такими "обрубками". До крови говорят доходило, но зажимал карандаш двумя костями (лучевые кажется называются) и писал, писал!!!

ЗЫ Заметку надо повесить на видном месте и когда себя опять станет жалко ЧИТАТЬ и СМОТРЕТЬ что у людей бывало


graf alex
отправлено 12.05.10 16:37 # 96


Кому: Хмурый_Сибиряк, #77

> Не надо. Ты не с того начал. Вопрос был: почему народу жилось тяжело? С какого вдруг перепугу люди жили в бараках, вкалывали на заводах по 16-20 часов, ели не пойми что? Наверное, все-таки, потому, что нужно было ограничить себя сегодня в чем-то, чтобы завтра, твои дети имели ту же самую стиральную машину, о которой ты пишешь, могли жить в собственной квартире, а не в бараке или коммуналке.
> Время было такое. Надо было много сделать сегодня, чтобы завтра было легче. Отсюда и лишения.
>

Стоп-стоп-стоп, я не говорил что тяжелая жизнь в то время была по чьей то вине. Это, камрад, ты где то еще прочитал. Наоборот, жили все лучше и лучше, лучше по сравнению с дореволюционным временем.
Бараки - хороший вариант по сравнению с крестьянским домом, где ютилось несколько семей, а коммуналка - лучше чем бараки.
Голод прекратился только при СССР, в царской России с голодом было еще хуже, но сейчас, думаю, с продуктами лучше чем в начале 20 века.
Грубо говоря, уровень жизни зависит не только от действий правительства, но и в в равной мере от прогресса.


Уволен_в_запас!
отправлено 12.05.10 16:42 # 97


Дааа... я думал, что плакать меня армия отучила. Читаю этот раздел, а в голове маячит сытая, довольная физиономия Михалкова. На душе мерзко становится.

Спасибо мужики, нужное дело делаете. Эту рубрику читаю с замиранием сердца.


Глав Упырь
отправлено 12.05.10 16:44 # 98


Кому: москвич, #92

> Зинаида Михайловна, боремся. Не посрамим.

Антифа??



Darth Scorpion
отправлено 12.05.10 16:49 # 99


Кому: graf alex, #96

> уровень жизни зависит не только от действий правительства, но и в в равной мере от прогресса.

А прогресс отчего зависит?


taroBAR
отправлено 12.05.10 16:51 # 100


Вечная слава героям.

А сейчас на экранах кинотеатров другая "санитарка", блин.



cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 всего: 350



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк