Роберт Капа о своей лучшей фотографии

04.11.13 15:25 | Redakteur | 41 комментарий » »

Фотография

22 октября исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых известных военных фотографов Роберта Капы. К этому дню нью-йоркский Международный центр фотографии нашёл и опубликовал запись радиоинтервью с Робертом, которое он дал на одном из американских радиошоу в 1947 году. Это единственная запись, сохранившая его голос.

В интервью он, в частности, рассказывает о фотографии, которая принесла ему мировую славу.

Пять минут мои милисианос стреляли в сторону этого пулемёта, затем сказали: «¡Vámonos!», выскочили из окопа и пошли на пулемёт. Конечно, пулемёт открыл огонь и скосил их. Те, кто уцелел, вернулись и снова начали неприцельную стрельбу в сторону пулемёта, которому, разумеется, хватало ума не отвечать. Через пять минут они снова сказали: «¡Vámonos!», и их снова прижали к земле.

Это повторилось раза три или четыре, и на четвёртый раз я просто поднял камеру высоко над головой и, даже не глядя в видоискатель, сделал снимок, когда они выскакивали из окопа. И всё. Я даже не просматривал там мои снимки, я отсылал их вместе со множеством других фотографий, которые я снимал.

Я пробыл в Испании около трёх месяцев, а когда вернулся, я уже был весьма известным фотографом, потому что камера, которую я держал высоко над головой, просто запечатлела человека в момент, когда он был убит.
Автор о «Смерти республиканца»

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 41, Goblin: 2

Цитата
отправлено 04.11.13 15:39 # 1


Часть интервью Роберта Капы, посвящённая этой фотографии:

Понимаете, это непростой вопрос, потому что невозможно знать наверняка, получилась ли у тебя журналистская фотография. Когда ты снимаешь, для тебя почти каждая фотография одинакова, а журналистская фотография рождается в воображении редакторов и публики, которая её увидит.

Однажды я сделал одну фотографию, которую оценили намного выше других. Во время съёмки я, конечно, не знал, что это будет особенно удачный снимок.

Дело было в Испании. Это было в самом начале моей карьеры фотографа и в самом начале Гражданской войны в Испании, а война была в некотором роде романтичной, если вы способны что-то такое понять.

Джинкс Фолкенбург (ведущая): Нет, я не могу!

Так оно и было. Это было в Андалусии, и те парни были совсем зелёными, они не были солдатами. Они умирали каждую минуту, совершая геройские подвиги. Они думали, что это была на самом деле борьба за свободу, справедливая война, они были энтузиастами. Я был в окопе с примерно двадцатью ополченцами-милисианос, и у этих 20 милисианос было 20 старых винтовок, а с другого холма на нас смотрел пулемёт франкистов.

Пять минут мои милисианос стреляли в сторону этого пулемёта, затем сказали: «¡Vámonos!», выскочили из окопа и пошли на пулемёт. Конечно, пулемёт открыл огонь и скосил их. Те, кто уцелел, вернулись и снова начали неприцельную стрельбу в сторону пулемёта, которому, разумеется, хватало ума не отвечать. Через пять минут они снова сказали: «¡Vámonos!», и их снова прижали к земле.

Это повторилось раза три или четыре, и на четвёртый раз я просто поднял камеру высоко над головой и, даже не глядя в видоискатель, сделал снимок, когда они выскакивали из окопа. И всё. Я даже не просматривал там мои снимки, я отсылал их вместе со множеством других фотографий, которые я снимал.

Я пробыл в Испании около трёх месяцев, а когда вернулся, я уже был весьма известным фотографом, потому что камера, которую я держал высоко над головой, просто запечатлела человека в момент, когда он был убит.

Текс МакКрэри (2-й ведущий): Это был классный снимок.

Возможно, это был лучший снимок, который я когда-либо сделал. И я даже не видел картинку в видоискателе, потому что камера была у меня высоко над головой.

Текс МакКрэри: Но, конечно, было одно условие, к которому ты должен был приспособиться, Боб: чтобы получить удачный снимок вроде этого, тебе пришлось провести много времени в окопах.

Да; и с этой привычкой я хотел бы расстаться.

[Полное интервью] (аудио, английский, почти 24 минуты): http://www.icp.org/sites/default/files/capa100_112.ogg


KampFerr
отправлено 04.11.13 15:50 # 2


Есть мнение, не мое но я с ним сталкивался, что данное фото является постановочным.


Дадли Смит
отправлено 04.11.13 16:12 # 3


Какая жалость, что у Капы погибла большая часть его снимков, сделанная на Омаха Бич, причем погибла уже сильно после битвы в английской фотолаборатории


Redakteur
отправлено 04.11.13 17:00 # 4


Кому: KampFerr, #2

> Есть мнение, не мое но я с ним сталкивался

Это мнение большинством специалистов признано несостоятельным.

Есть небезосновательные предположения, что обстоятельства съёмки были не такими, как их преподносит автор снимка.

Есть также мнение, что снимок могла сделать Герда Таро: одно время "Роберт (Боб) Капа" был их общим псевдонимом. Но Герда погибла.

Возможно, что продолжающийся уже больше пяти лет анализ содержимого так называемого "мексиканского чемоданчика", в котором обнаружено более 4500 негативов Роберта Капы, Герды Таро и Чима (Дэвида Сеймура), считавшихся утраченными с 1939 года, позволит прояснить картину.


s1lenser
отправлено 04.11.13 17:33 # 5


А я где-то читал, что данное фото постановочное, так сказать, по мотивам происходивших событий. И кому вот верить?


Rodin
отправлено 04.11.13 18:02 # 6


Кому: s1lenser, #5

Тоже слышал мнение о том, что фото постановочное, но нигде не читал и не слышал о том, как и когда была сделана постановка.

Сам снимаю и не по наслышке знаю, что камера может "поймать" совсем не то, что фотографируешь, особенно если снимаешь стрит или репортаж.


Redakteur
отправлено 04.11.13 18:03 # 7


Кому: s1lenser, #5

> И кому вот верить?

Никому.

Вопросами веры занимаются в профильных ведомствах.


OutSidEr
отправлено 04.11.13 21:06 # 8


Интересно, что родственники убитого думают/думали о том, что картинка с его смертью принесла славу фотографу?


Evg_166
отправлено 04.11.13 21:53 # 9


Возможно, моё любопытство несколько неуместно в связи с историей получения данного фото, но. Но что в нём такого, чтобы называть это "лучшей фотографией" или даже удачным снимком?
Или для англоговорящих не-испанцев тогда это фото было аналогом нашей "Комбат / В атаку!" ?
Спрашиваю не ради спора. Если в ней есть что-то ценное, что я не заметил, хотелось бы знать для общего развития.


Goblin
отправлено 04.11.13 21:56 # 10


Кому: Evg_166, #9

> Но что в нём такого, чтобы называть это "лучшей фотографией" или даже удачным снимком?

в отрыве от времени - уже непонятно

но тогда фотографий было мало, а таких - не было вообще


Goblin
отправлено 04.11.13 21:56 # 11


Кому: s1lenser, #5

> А я где-то читал, что данное фото постановочное, так сказать, по мотивам происходивших событий.

и про Иводзиму, про Иводзиму - тоже постановочное

> И кому вот верить?

священникам


Evg_166
отправлено 04.11.13 22:05 # 12


Кому: Goblin, #10

> но тогда фотографий было мало, а таких - не было вообще

Ясно. Спасибо за пояснение, Дмитрий Юрьевич.


Rodin
отправлено 04.11.13 22:41 # 13


Кому: Evg_166, #9

> Если в ней есть что-то ценное, что я не заметил, хотелось бы знать для общего развития.

Данная фотография ценна как документ военного времени. Для современников (как сказал выше Дмитрий Юрьевич) ее ценность была еще и в том, что фотографы только только начали использовать 35мм пленку, что позволяло более оперативно реагировать на события и быстрее снимать, опять же фотографии военкоров (в отличии от фотографий Капы, который был "свободным художником") подвергались цензуре и многие просто не доходили до читателей газет, то есть да, таких фотографий еще не было в широкой печати.

Рекомендую к просмотру серию фильмов "Дух фотографии". Если не ошибаюсь, то второй фильм посвящен военной фотографии.


Redakteur
отправлено 05.11.13 00:33 # 14


Кому: Evg_166, #9

> что в нём такого, чтобы называть это "лучшей фотографией" или даже удачным снимком?

Это -- одна из сравнительно немногих фотографий, которые становятся мировым достоянием, что-то отражая. "Комбат" Макса Альперта ("чистый" репортаж) по значимости и идейности стал всё же чисто нашим достоянием, советского народа. Как "Водружение флага на Иводзиме" Джо Розенталя для американцев. А вот "Знамя Победы над Рейхстагом" Халдея (однозначная постановка) -- вошло в мировой золотой фонд.

Оперативная военная фотожурналистика тогда, в 1936, только зарождалась. Надопонимать, что Интернета и даже телевидения не было, о новостях и событиях люди узнавали по радио и из газет и журналов, в которых был шанс ещё и увидеть несколько картинок.

Момент гибели человека -- для многих имеет определённое сакральное значение: переход отсюда туда. Причём в данном случае -- это гибель молодого человека за идею, в бою, с оружием в руках. Лицо войны, запечатлённое и показанное обывателям. Это одна из фотографий, сформировавших у народов разных стран облик гражданской войны в Испании.

У Роберта Капы был ещё один сильный снимок на эту же тему, который он условно нзывал "Последний погибший солдат" (армия имелась в виду американская, в Европе): 18 апреля в Лейпциге на его глазах немецкий снайпер снял молодого пулемётчика.

http://www.flickr.com/photos/misteriosa-rosario/2166814622/

Но это было уже повторение; Роберт сделал много отличных фотографий, но главным снимком его недолгой жизни оказался сделанный в самом начале его карьеры сюжет с падающим республиканцем.

Вот несколько альбомов с его фотографиями: http://www.magnumphotos.com/C.aspx?ERID=24KL535353&VF=MAGO31_10_VForm&VP3=CMS3


Redakteur
отправлено 05.11.13 00:39 # 15


Кому: Evg_166, #9

> для англоговорящих не-испанцев

Кстати, бежавший от диктатуры Хорти будапештский еврей Эндре Фридман тогда ещё не был американским репортёром; он жил и имел студию в Париже, и данная фотография была впервые опубликована французским журналом "Vu".

В Штаты он перебрался только в 1940 году, уходя от немцев.


BooldozErrr
отправлено 05.11.13 02:39 # 16


Вот так вот, народ за что-то воевал, а знаменитым стал репортёр. Интересно, люди с надписью "пресс" на бейджиках задумываются вообще о том, как к подобному относятся знакомые, родные и коллеги героя их "картинки"? И откуда потом "вдруг" прилетает в этих "пресс" всякое нехорошее.


21233
отправлено 05.11.13 05:10 # 17


Кому: Redakteur, #14

>Оперативная военная фотожурналистика тогда, в 1936, только зарождалась.

Гражданская Война в США, 70 лет до этого, - не считается?


Dragonmaster
отправлено 05.11.13 05:26 # 18


Кому: 21233, #17

> Гражданская Война в США, 70 лет до этого, - не считается?

А тогда была [оперативная военная] фотожурналистика?


21233
отправлено 05.11.13 08:06 # 19


Кому: Dragonmaster, #18

google.com
Mathew Brady
Alexander Gardner
"The Dead of Antietam"


Dragonmaster
отправлено 05.11.13 08:22 # 20


Кому: 21233, #19

Ну это определенно военная тематика, да. Но вот оперативная ли это фотожурналистика? Я слабо в теме разбираюсь, мне интересно стало.


Evg_166
отправлено 05.11.13 08:55 # 21


Кому: Rodin, #13
Кому: Redakteur, #14

Спасибо, камрады.
Просто для меня (лично для меня) удачное/хорошее фото - то, которое можно повесить на стену и показывать друзьям. А снимать мёртвых - оно как-то не в моём вкусе.


Redakteur
отправлено 05.11.13 09:05 # 22


Кому: 21233, #17

> Гражданская Война в США, 70 лет до этого, - не считается?

Военная фотография была и на Крымской войне. Но оперативно-репортёрской она не была. Даже и в Первую мировую технологии особой скорости не позволяли.


s1lenser
отправлено 05.11.13 09:14 # 23


Кому: BooldozErrr, #16

> Интересно, люди с надписью "пресс" на бейджиках задумываются вообще о том, как к подобному относятся знакомые, родные и коллеги героя их "картинки"?

Бывает по-разному, Эдди Адамс вроде как приносил извинения родственникам генерала Лоан, в итоге, за свое фото.
Вообще репортажное фото штука сложная, не только со стороны процесса, но и со этической стороны. В таких ситуациях сложно определить грань за которую переступать нельзя. Достаточно посмотреть фото, лауреатов премии Пулитцера. Другой вопрос желтая пресса - там да - чернуха.


Redakteur
отправлено 05.11.13 09:14 # 24


Кому: Evg_166, #21

> удачное/хорошее фото - то, которое можно повесить на стену и показывать друзьям.

Результаты работы фотожурналистов редко возвышаются до того, чтобы стать произведениями (фото)искусства, но и в этом случае не все из них можно "повесить на стену".

Фотография для украшения интерьеров -- отдельный жанр на стыке фотографии и дизайна, сюда ещё обязательно оформление включается (способ печати + рамочка, багет).

Хвастаться перед друзьями, как мне представляется, есть смысл либо собственноручно сделанными фотографиями, либо коллекцией дорогих шедевров. С этой точки зрения попадаие в дом "Смерти республиканца" никому не грозит: в мире пока обнаружено всего два винтажных авторских отпечатка, а негатива, по-моему, даже в "мексиканском чемоданчике" не нашли.


21233
отправлено 05.11.13 09:19 # 25


Кому: Dragonmaster, #20

"Оперативная" - с мест событий? Да, очевидно.

"Оперативная" в плане освещения в прессе? Да, насколько это тогда было возможно технически.

Мэтью Брэйди был самым знаменитым фотографом-портретистом до войны. Он выставлял фотографии в своей галерее в Нью Йорке. Об эффекте фотографий с фронта на современников сохранилась заметка в архиве "New York Times" за октябрь 1862 года.

"Мы воспринимаем поле боя как реальность, но отстранённо, как похороны по соседству...Господин Брэйди донес до нас жуткую реальность и серьезность войны"


s1lenser
отправлено 05.11.13 09:28 # 26


Кому: Redakteur, #24

> а негатива, по-моему, даже в "мексиканском чемоданчике" не нашли.

Наверное отсюда и распространяемые "слухи" о возможной "постановочности" кадра, в стиле "ай вонт ту белив".


Redakteur
отправлено 05.11.13 09:42 # 27


Кому: BooldozErrr, #16

> народ за что-то воевал, а знаменитым стал репортёр.

Не маловата ли база для обобщений?

Генерал Франсиско Франко ни разу не был журналистом, но на той войне он стал самым знаменитым. Достаточную известность приобрел, скажем, Вернер Мёльдерс.

А "Пасионария" Долорес Ибаррури Гомес? Интербригады и, например, "герерал Лукач" Мате Залка?


> люди с надписью "пресс" на бейджиках задумываются вообще о том

Поскольку они -- такие же люди, то всё как у всех: кто-то задумывается в том числе и о глубоком и вечном, кому-то похер на всё, кроме денег.


> откуда потом "вдруг" прилетает в этих "пресс" всякое нехорошее

Из рук не менее нехороших граждан, как правило.

У тебя, камрад, что-то личное к журналистам?


Redakteur
отправлено 05.11.13 09:44 # 28


Кому: s1lenser, #23

> > Бывает по-разному, Эдди Адамс вроде как приносил извинения родственникам генерала Лоан, в итоге, за свое фото.

Так точно, каялся. И лично, и вообще.


s1lenser
отправлено 05.11.13 09:49 # 29


Есть неплохой фильм по теме репортажного фото - "The Bang Bang Club" (в отечественном прокате "Клуб безбашенных" ), кто интересуется вопросом, можно посмотреть. Заодно можно узнать обстоятельства появления двух фотографий, авторы которых были удостоены премии Пулитцера. Весьма познавательно и снято не плохо.


Spectator
отправлено 05.11.13 11:08 # 30


Вот это «¡Vámonos!» - это что, iddqd по-ихнему?


_Wolf
отправлено 05.11.13 11:29 # 31


Кому: 21233, #25

> "Оперативная" - с мест событий? Да, очевидно.
>
> "Оперативная" в плане освещения в прессе? Да, насколько это тогда было возможно технически.

Тогда надо начинать с Крымской войны, как уже и говорилось.

Хотя и там, существует мнение, был предшественник.


s1lenser
отправлено 05.11.13 13:49 # 32


Кому: Spectator, #30

> Вот это «¡Vámonos!» - это что, iddqd по-ихнему?

Да как бы описание автором процесса боя малость удивляет. Идти в такие безрассудные атаки на пулемет... Непонятно, то ли настолько бесстрашные и идейные люди, то ли вещества какие-то принимали. Как-то в духе Михалкова - с черенками от лопаты на укрепленный пункт с пулеметчиком.

И поди же ты "наверное" даже заградотрядов не было, а вот получается шли в безнадежные атаки на пулемет.


cs_994
отправлено 05.11.13 15:02 # 33


Кому: Evg_166, #21

> Просто для меня (лично для меня) удачное/хорошее фото - то, которое можно повесить на стену и показывать друзьям.

Хороший снимок -- тот, который пробуждает чувства ( причём правильные ). И тем снимок лучше, чем менее зрители лично причастны к тому, что изображено. Правильность чувств определяется моралью.


Dok
отправлено 05.11.13 15:31 # 34


Кому: s1lenser, #32

Ну уровень военной подготовки у милицианос был ниже низкого. Кадровые военные - и то наших неоднократно поражали и удивляли.

А на пулемет ииногда надо идти. Потому как если не идти и лежать - то выбьет всех не торопясь. А если идти - то шансов выжить куда больше.


Redakteur
отправлено 05.11.13 16:24 # 35


Кому: Spectator, #30

> Вот это «¡Vámonos!» - это что, iddqd по-ихнему?

Да нет, просто "Пошли!", "Идём!"

Кому: s1lenser, #32

> то ли настолько бесстрашные и идейные люди

Идейных было более чем достаточно, а потом ещё и из других стран понаехали, специальные интербригады были созданы даже.

> то ли вещества какие-то принимали

Анархисты могли :)


21233
отправлено 05.11.13 19:00 # 36


Кому: Redakteur, #22

Без инстаграмма вообще не жизнь.


MaTpockuH
отправлено 06.11.13 13:19 # 37


В фотографии разбираюсь слабо.
Но эта http://ursa-tm.ru/forum/uploads/gallery/album_206/gallery_6_206_1861405.jpg
заруливает любые военные в минуса.


nib
отправлено 06.11.13 18:12 # 38


Кому: Redakteur, #4
Кому: s1lenser, #26

> > а негатива, по-моему, даже в "мексиканском чемоданчике" не нашли.
>
> Наверное отсюда и распространяемые "слухи" о возможной "постановочности" кадра, в стиле "ай вонт ту белив".

А вот http://www.alistairscott.com/capa/ некто Алистер Скот пишет (извините за кривой перевод):

> В 1975 году Филип Найтли, в своей книге "Перая жертва", поставил под сомнение подлинность этой фотографии. Основываясь на воспоминаниях репортёра, работавшего вместе с Капой, на изучении других фотографий с той же плёнки и на знании того, что фотожурналисты того времени действительно инсценировали драматические кадры, Найтли сделал вывод: "... почти наверняка известная фотография является фальсификацией - Капа её срежиссировал"
>
> И дискуссия эта бурлит до сих пор. Однозначного ответа уже не найти, потому как Роберт Капа умер в 1954 году, а негатива культового снимка не сохранилось.

При этом, по линку есть снимок на явно том же месте, но с другим человеком:
http://www.alistairscott.com/wp-content/uploads/2012/09/capa-02.jpg


sakurka
отправлено 07.11.13 09:36 # 39


Так вот откуда у иносраных репортёров такая страсть к освещению действий и фоткам "повстанцев". Лавры Роберта покоя не дают


Evg_166
отправлено 07.11.13 22:30 # 40


Кому: MaTpockuH, #37

> Но эта http://ursa-tm.ru/forum/uploads/gallery/album_206/gallery_6_206_1861405.jpg
> заруливает любые военные в минуса.

Да! Причём фотографу пришлось выйти из окопа первым, а не приподнимать над головой камеру в надежде "а ну как чо-то снимецца".

Кому: cs_994, #33

> Хороший снимок -- тот, который пробуждает чувства ( причём правильные )

Согласен. У меня снимок не вызвал никаких чувств, вот и поинтересовался у камрадов, чо-каво. Мне пояснили, я проникся идеей, как и с прибытием поезда братьев Люмьеров. Историчный так историчный.


Stop
отправлено 08.11.13 04:34 # 41


Такие фотографии сами по себе воюют. Дело же не в процессе умирания, таких фотографий достаточно, как преступников вешают или жгут на электростуле. Здесь хорошие, правильные люди добровольно ложатся кирпичами в основание светлого будущего мира. И вот от этого косит крышу.

Как на фото с мертвым львом Че Геварой и радостно-перепуганной сворой вокруг него.



cтраницы: 1 всего: 41



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк