Стальная крепость лейтенанта Еськова

17.11.13 13:18 | Redakteur | 98 комментариев »

Победа!

В рамках уже выдыхающегося подмосковного контрнаступления в ночь на 1 марта 1942 года тридцатьчетвёрки 438 отдельного танкового батальона должны были вместе с пехотой 49-й армии взломать немецкую оборону у деревушек Кувшиново и Подборье, приближаясь к Юхнову. Зима была морозной, немцы из подручных средств неплохо укрепили свою оборону, создав этакие ледяные валы из засыпанных снегом и залитых водой брёвен и вполне традиционные минные поля. До немецкого переднего края было метров шестьсот.

Одним из идущих в атаку танков командовал лейтенант Еськов, недавно назначенный командиром взвода. Нельзя сказать, чтобы экипаж был слажен, хотя танкисты были ещё довоенного призыва. Батальон сформировали совсем недавно, экипаж — всего с неделю назад. Сам Еськов вспоминал, что танкисты впервые сели в свою новую машину 20 февраля, прямо на железнодорожной платформе эшелона, который стоял где-то возле будущей станции метро «Октябрьское поле». Мехвод Тимофей Штокалюк и стрелок-радист Иван Тимошенко были с Украины, башнёр Иван Медведев призывался из-под Воронежа. Их командир Дмитрий Еськов был родом из маленькой деревушки на территории нынешнего Покровского района Орловской области.


Именно на таком танке пошёл в атаку экипаж Еськова.

Фрагмент фотографии А.Устинова, снятой на том самом параде, годовщину которого мы отмечаем 7 ноября.


Перед атакой на танк лейтенанта Еськова сел десант: шесть бойцов, притащивших с собой несколько ящиков патронов. В атаку пошли на малом газу, чтобы в ночных условиях да на снегу не отрываться от пехоты.

Немцы всполошились и открыли огонь, когда атакующим оставалось менее полутораста метров до линии обороны. Танки дали газу и без особых трудностей преодолели залитые водой валы из брёвен и снега. Пехота постоянно отставала, и танк Еськова периодически останавливался. Поджидая отставшую пехоту, танкисты заодно пытались уточнить ориентировку: видимость через приборы что у мехвода, что у командира, не превышала двадцати метров; периодически им приходилось открывать свои люки: тридцатьчетвёрка раннего образца и днём-то не отличалась особенно хорошей обзорностью, а приборы ночного видения и прицелы для ночной стрельбы были делом будущего.

Командир увидел в прицел вспышку, и танк тут же потряс сильный удар, отозвавшийся внутри страшным грохотом. Осколки триплекса воткнулись в глаза Медведеву, который тоже пытался вести наблюдение. Мехвод и радист заметили немецкую пушку, в сторону которой тут же полетел осколочный снаряд. Зарядить орудие следующим снарядом Медведеву помог перебравшийся в боевое отделение Штокалюк, пока командир из спаренного пулемёта, а радист, вытащивший из «яблока» свой ДТ, через люк водителя (так как в прицел шаровой установки и днём толком ничего не видно) стреляли в сторону немцев, мешая им вести огонь.

Вражеская пушка оказалась повреждена с первого выстрела. Минутное затишье позволило экипажу осмотреться. Оказалось, что немецкий снаряд скользнул по борту башни и взорвался снаружи, убив одного из десантников и ранив ещё одного. Танк в целом был исправен и боеспособен. Штокалюк тем временем вытащил у Медведева из лица осколки стекла, и к нему вернулось зрение.

Атака возобновилась; танкисты заметили ещё одну немецкую пушку. Расчёта возле неё не было видно, но командир решил на всякий случай раздавить её. Экипаж услышал металлический скрежет, и сразу же под танком прогремел мощный взрыв. 26-тонная машина подскочила, заглохла и встала, вырубилось внутреннее освещение. В этот момент, заглушив стоны радиста, от башни отрикошетил ещё один снаряд. Впереди была ещё одна пушка, но быстро подавить её не получилось: при взрыве заклинило клин затвора танковой пушки. Выручили спаренный пулемёт, из которого танкисты обстреливали пушку, мешая вести прицельный огонь, и кувалда — клин удалось сбить на место. В сторону пушки ушло несколько снарядов, артогня больше не было.

Атака остановилась, пехота залегла. Раздавленная танком пушка, по-видимому, была заминирована. У танка были порваны гусеницы и тяги, пробит картер боковой передачи. Взрыв вырвал десантный люк, которым стрелку-радисту перебило ступню. Осколки аккумулятора легко ранили заряжающего в руку и ушибли ногу командира. Весь экипаж был контужен, особенно сильно механик-водитель. У танка были и другие повреждения, но их на общем фоне в расчёт можно было не принимать.

Наступило утро; пехота прошла ещё немного вперёд, а за танком оборудовал свой КП пехотный комбат. Стрелка-радиста Ивана Тимошенко эвакуировали в медсанбат.

Утром немцы устроили короткую артподготовку и пошли в контратаку. Несмотря на активную помощь превратившегося в дот танка, наша пехота не выдержала и отошла; три танкиста и три оставшихся в живых десантника оказались в окружении и заняли оборону.

Примерно через час немцы предприняли первую попытку «зачистить» танк. Она оказалась безуспешной: Еськов и Медведев, вращая башню ручным приводом, вели огонь из пушки и спаренного пулемёта, Штокалюк стрелял по немцам из трофейной винтовки через свой люк, трое десантников оборудовали себе лёжку и заодно огневую точку под днищем танка, под прикрытием здоровых тридцатьчетвёрочных катков.

Затишье позволило танкистам провести инвентаризацию своих скромных запасов. В их распоряжении были 18 снарядов, правда, в основном бронебойных, из 46 пулемётных дисков заряженных осталось всего девять, плюс нетронутый боекомплект «лимонок». Из прочего — сухпай на двое суток и 300 граммов водки.

Услышав результаты подсчётов, десантники снизу напомнили, что на броне за башней лежат ящики с патронами. Задачу достать патроны, не вылезая из танка, решил башнёр Медведев, затащивший в башню несколько ящиков при помощи тросика с крючком. Танкисты поделились патронами и гранатами с пехотинцами.

Перед наступлением ночи Штокалюк, Медведев и один из десантников на всякий случай заминировали подступы к танку, использовав вывернутые взрывами, но не сдетонировавшие немецкие мины, обнаруженные при осмотре окрестностей танка.

Ночная попытка нейтрализовать танк у немцев тоже не задалась, хотя танкисты и пережили несколько неприятных минут, когда перегревшийся ДТ наотрез отказался стрелять. Немцы уже начали бросать в сторону танка гранаты, когда сработала одна из установленных мин; теперь уже гранаты полетели в удивлённо залёгших немцев. Тем временем ствол пулемёта, наконец, остыл, что позволило достойно проводить отходящих врагов.

Всего оборона подбитого танка тремя танкистами и тремя десантниками продолжалась почти четверо суток. Немцы пытались обстреливать танк из пушки, но ставить орудие на прямую наводку им мешал гарнизон, а достаточно крупного калибра, чтобы разнести вредный танк издалека, у них под рукой, к счастью, не оказалось. Пару снарядов они всё-таки в моторный отсек вогнали, и, если бы после подрыва на минах из танка не вытекло всё горючее с маслом, экипажу пришлось бы туго; а так — только дымом немного покоптило. Еськов вспоминал и про попытку немцев решить проблему танка радикально; однако на достаточно близкую дистанцию огнемётчиков гарнизон опять-таки не подпустил, хотя один из десантников и погиб от ожогов.

4 марта залпы «Катюш» объявили о продолжении нашего наступления. Немцев сбили и погнали дальше на запад, на этот раз уже навсегда. Юхнов был освобождён 5 марта; контуженный и помороженный экипаж встретил это известие в госпитале. Командир лейтенант Еськов был награждён орденом Красного Знамени, мехвод Штокалюк — орденом Красной Звезды. Их эпопея включена в книгу «Танк в бою», выпущенную «Воениздатом» в 1946 году и вобравшую в себя весь накопленный за Великую Отечественную опыт эксплуатации и боевого применения танков, как пример грамотных действий экипажа по обороне и использованию аварийного танка.


Дмитрий Еськов и наградной лист на его первый орден.


Сведений о дальнейшей судьбе Тимошенко и Штокалюка пока найти не удалось.

Дмитрий Еськов вместе с орденом в качестве поощрения получил звание старшего лейтенанта и назначение командиром роты тяжёлых танков в 34-ю отдельную танковую бригаду. В дальнейшем воевал подо Ржёвом и Великими Луками, прошёл Курскую битву, освобождал Белоруссию и Украину. В боях за освобождение Прибалтики был в четвёртый раз ранен. Ранение было тяжёлым, он долго лечился и в боях уже не участвовал. Включается в списки советских танковых асов: за ним числят 11 танков и самоходок, 17 орудий и более 200 солдат врага. Службу полковник Еськов закончил в конце 1970-х годов советником командира афганской танковой бригады. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Умер в 2000 году.

Башнёр Медведев, начавший войну в июне 1941 года, почти дошёл до Берлина, получив по пути лишь одинокую медаль «За оборону Москвы». За два дня до начала Берлинской стратегической операции, 14 апреля 1945 года батарея «Зверобоев», одним из которых командовал член ВКП(б) с 1944 года гвардии младший лейтенант Иван Медведев, разведывала боем огневую систему немцев в укреплённом пункте Альт-Тухебанд на дальних подступах к германской столице, между Кюстрином и Зееловскими высотами. Воспользовавшись удачной возможностью (а возможно, и создав её себе самостоятельно), тяжёлые самоходы вошли во вражеский опорный пункт и подавляли мощным огнём сопротивление врага до подхода наших основных сил. Напоследок немцы всё же смогли поразить грозную машину. В именном списке безвозвратных потерь 394-го гв. тсап против фамилии Медведева в графе «Где похоронен» стоит самая частая для танкистов и самоходчиков, простая и страшная запись: «сгорел»; в данном случае — «Сгорел в „СУ-152“». Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.


От Ивана Медведева остались только посмертные документы.


Да, кстати. Когда читаешь о подвигах, совершившие их герои обычно рисуются в воображении этакими титанами, могучими великанами зрелого возраста. Так вот, на время описываемых событий механику водителю старшему сержанту Тимофею Сидоровичу Штокалюку, стрелку-радисту Ивану Дмитриевичу Тимошенко и башенному стрелку Ивану Степановичу Медведеву было по 21—22 года; все они родились в 1920 году. Будущему прославленному танковому асу лейтенанту Дмитрию Павловичу Еськову было девятнадцать, и от 20-летия его отделяли ещё целых три долгих военных месяца.

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 98

Хромой Шайтан
отправлено 17.11.13 13:30 # 1


В стальной машине - стальные люди!

Низкий поклон бойцам и командирам Рабоче-Крестьянской Красной Армии!


yug_spb
отправлено 17.11.13 13:38 # 2


Богатыри.


alexis69
отправлено 17.11.13 13:52 # 3


Вечная слава героям !


Старый Пёс
отправлено 17.11.13 14:09 # 4


Кому: Хромой Шайтан, #1

> В стальной машине - стальные люди!

Эта сталь особой закалки! Спасибо этим людям!


dzete
отправлено 17.11.13 14:14 # 5


Если хотя бы на 1/100 получится быть похожими на них - жизнь можно считать прожитой не зря.

Слава героям!


MasterHiggins
отправлено 17.11.13 14:21 # 6


Ну вот же, готовый сюжет для патриотического фильма! И таких сюжетов - выше крыши.
Но нет, мы будем снимать про то, как одну русскую девку трахает за тушёнку немецкий солдат, а другую, чуть поодаль, пытаются огулять сразу пятеро. Но зато русских!!!11 Вот это - да, это на Оскара.


Герр
отправлено 17.11.13 14:30 # 7


"Белый тигр", чо..


ALEX_61
отправлено 17.11.13 14:32 # 8


Да, вечная слава героям!


Lisiy
отправлено 17.11.13 14:43 # 9


"...
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля..."


Хоть и про другую войну писалось , но...
Вечная слава!


kernigz
отправлено 17.11.13 15:17 # 10


Кому: Redakteur, #0

> Их эпопея включена в книгу «Танк в бою», выпущенную «Воениздатом» в 1946 году

Книжку эту в гражданском доступе не найти?

> В именном списке безвозвратных потерь 394-го гв. тсап против фамилии Медведева

Что значит "тсап"?

Слава героям Рабоче-Крестьянской Красной Армии!


kernigz
отправлено 17.11.13 15:17 # 11


Все, нашел книгу. Спасибо!


Michail_B
отправлено 17.11.13 15:17 # 12


Читаешь, и вспоминается:

"..Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин."

Спасибо за труд, камрад Redakteur.


Michail_B
отправлено 17.11.13 15:32 # 13


Кому: Lisiy, #9

> Что значит "тсап"?

Тяжелый самоходно-артиллерийский полк.


Redakteur
отправлено 17.11.13 15:33 # 14


Кому: kernigz, #10

> Книжку эту в гражданском доступе не найти?

Есть в Интернете, видел OCR + сканы картинок. Она не про войну, а про то, как надо воевать в разных условиях, отдельные тезисы подтверждаются примерами из истории Великой Отечественной. Этакое иллюстрированное дополнение к Боевому уставу.

> Что значит "тсап"?

Тяжёлый самоходный артиллерийский полк


dimogen
отправлено 17.11.13 15:35 # 15


Кому: kernigz, #10

Видимо Тяжелый Самоходный Артиллерийский Полк.


JPBelmondo
отправлено 17.11.13 15:35 # 16


Товарищ Сталин вёл народ на подвиги, причём на добровольные, осознанные, лично бескорыстно совершаемые бойцами, - во имя Советского народа.

Вечная память не вернувшимся из боевых рейдов.
Вечная слава тем немногим, кто ещё с нами.

Будем жить! (с)


Bas78
отправлено 17.11.13 15:47 # 17


Кому: kernigz, #10

> Что значит "тсап"?

Тяжелый самоходный артиллерийский полк. Так называли некоторые подразделения на СУ и ИСУ-152.


Vicsber
отправлено 17.11.13 15:48 # 18


Человек – это сталь, а танк – всего лишь кусок железа.


Doom
отправлено 17.11.13 16:06 # 19


19, 21, 22 года всего... Слов просто нет.

Спасибо за материал, Редактор!


Хоттабыч
отправлено 17.11.13 16:38 # 20


Мой дед под Юхновым был тяжело ранен в феврале 1942. Вечная слава героям!


Deleter
отправлено 17.11.13 16:53 # 21


Да, настоящие воины! Слава героям!


mihey
отправлено 17.11.13 17:19 # 22


Офигеть, читаешь и думаешь что в свои 26 всё ещё инфантильный полудурок


darkpastor
отправлено 17.11.13 17:25 # 23


Слава нашим героям!


bratherrab
отправлено 17.11.13 17:58 # 24


Люди с большой буквы. В трудных условиях проявили себя наилучшим образом.


Отдохнувший
отправлено 17.11.13 17:58 # 25


> Осколки триплекса воткнулись в глаза Медведеву

>Штокалюк тем временем вытащил у Медведева из лица осколки стекла, и к нему вернулось зрение.

Круто. Мехвод-офтальмолог. :)

> Осколки аккумулятора легко ранили заряжающего в руку и ушибли ногу командира. Весь экипаж был контужен, особенно сильно механик-водитель. У танка были и другие повреждения, но их на общем фоне в расчёт можно было не принимать.

"У танка были и другие повреждения" - текст дает впечатление, что рука заряжающего, нога командира, экипаж и механик-водитель - это части танка. :)


savin-saratov
отправлено 17.11.13 17:58 # 26


19-22 года, обалдеть! Вечная слава!


Сергеич
отправлено 17.11.13 18:34 # 27


Когда читал историю про этот подвиг полностью, самой собой всё ложилось в видео-ряд. Считай и не читал вовсе, а смотрел хронику или фильм. Дух захватывало. Дочитал, вокруг метро, люди, телефончики, планшетики. Все живые и рождённые благодаря 20-летним пацанам под руководством 19-летнего командира. А на широкие экраны как раз выходила Цитадель.


Xilent
отправлено 17.11.13 18:36 # 28


Вечная Память.


dimogen
отправлено 17.11.13 18:36 # 29


Кому: Vicsber, #18

Не такой уж и кусок!!!
http://www.youtube.com/watch?v=-74cXGP066M


konstantini
отправлено 17.11.13 18:36 # 30


Герои! Вот где фильмы снимать нужно. А не михалковско-бондарчуковское говно, срущое на нашу Родуину.


dimogen
отправлено 17.11.13 18:36 # 31


Кому: Bas78, #17

Командиры которым придавали специалистов на этих машинах получали 300 к атаке )).

Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза:

"Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел «Эмча»[13], стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.

Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!"


solntsevorot1999
отправлено 17.11.13 18:36 # 32


Кому: Отдохнувший, #25

Очень жаль, что за придирками ты не заметил подвига. Девятнадцати-двадцатилетние мальчишки отдавали свои жизни ради Победы. А мы о каких-то стилистических недочётах пишем....

Вечна слава героям отстоявшим мир и свободу! Автору - низкий поклон, как всегда порадовал интересными историческими фактами.


Redakteur
отправлено 17.11.13 19:20 # 33


Кому: Отдохнувший, #25

> Круто. Мехвод-офтальмолог. :)

Пострадавшему надо было немедленно сдаться в медсанбат и ждать специалистов?

А вот круче было: осенью 1943 замкомполка 5-го гв. танкового полка прорыва подполковник Павел Гудзь после пробития и гибели двух членов экипажа сам себе ампутировал размозжённую левую кисть, которая мешала ему в башне КВ. Если бы мог, предполагаю, он бы себе ещё и спицу какую в левую ключицу вогнал, которую тоже поломало. Так он вёл бой до второго пробития и потери сознания, успел подбить ещё два немецких танка, и только потом механик-водитель, наконец, смог эвакуировать командира из танка.

Предки вообще крутые люди были, в войне чуть не со всей Европой победили.

> текст дает впечатление, что рука заряжающего, нога командира, экипаж и механик-водитель - это части танка.

Ты, кстати, не так уж далёк от истины: что может танк без хорошего экипажа?
Жаль только, что больше трёх коротких предложений в памяти не удерживаешь.


Щербина307
отправлено 17.11.13 19:28 # 34


Кому: Redakteur, #33

> Предки вообще крутые люди были, в войне чуть не со всей Европой победили.

Вспомнил великое-

"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!"©


Curb
отправлено 17.11.13 20:12 # 35


Вечная слава героям!


Сергеич
отправлено 17.11.13 20:20 # 36


Кому: Redakteur, #33

Красиво ты лингвиста-стилиста осадил. Начал было сам писать, да всё больше с матом получалось.


Xlodvig
отправлено 17.11.13 20:33 # 37


Кому: Отдохнувший, #25

> Круто. Мехвод-офтальмолог.

Без хорошего клирика танку никуда!!!!

Слава героям. Про них надо фильмы снимать, которые кассу соберут.


Спрутодел
отправлено 17.11.13 20:34 # 38


Кому: Redakteur, #33

> Предки вообще крутые люди были

А нынешние солдаты? Кстати, камрад, реально ли найти и выложить примеры героизма наших солдат в Афганистане, Чечне?


Redakteur
отправлено 17.11.13 20:36 # 39


Кому: Спрутодел, #38

> Кстати, камрад, реально ли найти и выложить примеры героизма наших солдат в Афганистане, Чечне?

Реально, хотя и сложнее.


kernigz
отправлено 17.11.13 20:52 # 40


Кому: dimogen, #31

> Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза

Спасибо за наводку, обязательно прочту. Прямо день книг.


pogo77
отправлено 17.11.13 20:52 # 41


Это скорость и сила огня,
Это люди сильней, чем броня.
Это слава моей страны -
Т-34!


Герр
отправлено 17.11.13 21:01 # 42


Кому: Redakteur, #39

> Реально, хотя и сложнее.

Ты уж, камрад, сделай одолжение, а? Примеров-то куча должна быть.


Redakteur
отправлено 17.11.13 21:08 # 43


Кому: Герр, #42

> Примеров-то куча должна быть.

С документами сложнее.

Кстати, если кому попадаются ссылки на достоверные истории современного или не очень героизма -- делитесь, присылайте.

А так-то и сегодня герои есть, даже и вне боевых действий. Ну вот, например: http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051607735


pogo77
отправлено 17.11.13 21:12 # 44


> 14 апреля 1945 года [батарея «Зверобоев»], одним из которых командовал член ВКП(б) с 1944 года гвардии младший лейтенант Иван Медведев, [разведывала боем] огневую систему немцев в укреплённом пункте Альт-Тухебанд

Эх, не от хорошей жизни...

Вечная память героям!


boris_
отправлено 17.11.13 21:12 # 45


Кому: Redakteur, спасибо большое за ваш труд и слава героям!
Можно вопрос задать несколько отвлеченный. У меня дед тоже был танкистом. Прошёл всю войну. Я живым его не застал, а про войну он ничего никому особо не рассказывал. Есть только информация урывками. Хотелось бы получить какие-то сведения о его военной судьбе. Как это можно сделать? Знаю, что в Подольске в архиве Минобороны можно получить какие-то сведения, но как происходит эта процедура не совсем понятно. Если не затруднит, подскажите, буду очень благодарен.


Nem OFF
отправлено 17.11.13 21:15 # 46


Кому: Redakteur, #33

> Предки вообще крутые люди были, в войне чуть не со всей Европой победили.

Стальные люди стальной страны.

Вечная память героям!


Добрый_Сибиряк
отправлено 17.11.13 21:28 # 47


Вечная слава!


Redakteur
отправлено 17.11.13 21:33 # 48


Кому: boris_, #45

> Хотелось бы получить какие-то сведения о его военной судьбе. Как это можно сделать? Знаю, что в Подольске в архиве Минобороны можно получить какие-то сведения, но как происходит эта процедура не совсем понятно. Если не затруднит, подскажите, буду очень благодарен.

Фамилию-имя-отчество, год рождения и желательно место призыва (чтобы от полных тёзок отличить) знаешь? Первым делом искать на http://www.podvignaroda.ru/. Вполне возможно, что какие-то награды всплывут; о которых иной раз и сами награждённые не в курсе были.

Если наградные найдутся -- в них указана часть, звание и должность на момент написания документа.

Если письма сохранились -- номера полевой почты архивистам также дадут дополнительную информацию.

Всё, что узнаешь, собираешь в кучу и запрос в свободной форме в ЦАМО пишешь. http://www.rusarchives.ru/vedarh/camo/index.shtml

Лучше обычным образом, черным по белому, через бумажную почту. Хотя лично мне они как-то раз пару лет назад ответили на весьма общий запрос, который я отправлял электронной почтой вообще на общий адрес Федерального архивного агентства: http://archives.ru/rosarhiv/contact.shtml
Весь процесс путешествия запроса по архивам занял месяца три.
Ответ из ЦАМО, кстати, пришёл рукописный.


Ragnar Petrovich
отправлено 17.11.13 21:58 # 49


Кому: Герр, #7

> "Белый тигр", чо..

Бляди, чо.


hog
отправлено 17.11.13 22:14 # 50


"когда атакующим оставалось менее полутораста метров"
полутораста. редактору зачОт.


boris_
отправлено 17.11.13 22:14 # 51


Кому: Redakteur, #48
Фамилию, имя, отчество и место призыва знаю. Базы проверял совпадений нет вообще. На сайте архива написано о подтверждении родства. Как его подтверждать? Приложить копии свидетельства о рождении матери и своё? В целом всё понятно. Попробую написать письмо. Спасибо большое


Мегатрон
отправлено 17.11.13 22:33 # 52


Кому: Герр, #4Были, конечно и в недавние войны Герои. Ну например, навскидку:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0...
Данил Бларнейский. Это статья в Вики. Более подробное описание - в конце статьи, ссылки на статьи


Jakodzun
отправлено 17.11.13 22:41 # 53


«Уверуй , что всё было не зря . Наши песни, наши сказки, нашей неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай этого за понюх табаку. Мы умели жить . Помни это. Будь человеком». Василий Макарович Шукшин


Redakteur
отправлено 17.11.13 22:45 # 54


Кому: boris_, #51

> Базы проверял совпадений нет вообще.

Возможные искажения учитывал? Типа Данилович-Даниилович, Исакович-Исаакович и т.п. Иногда и гораздо более хитрые бывают искажения, особенно когда нерусские или редкие имена-отчества-фамилии.


Redakteur
отправлено 17.11.13 22:55 # 55


Кому: boris_, #51

> Приложить копии свидетельства о рождении матери и своё?

Да, свидетельства о рождении лучше всего.


boris_
отправлено 17.11.13 23:15 # 56


Кому: Redakteur, #54
Да я даже совпадений по фамилии и имени не встречал. Имя и фамилия редкие. Пробовал перебирать варианты с ошибками в фамилии, тоже ничего нет. Загуменников Глеб деда звали. По базам Загуменниковых не очень много. Пробовал и вариант с одной буквой н. Я знаю, что есть медали, которые он получал после войны. Есть ли боевые награды мне не известно. А базы содержат информацию о призывавшихся с территории союзных республик?


Redakteur
отправлено 17.11.13 23:28 # 57


Кому: boris_, #56

> А базы содержат информацию о призывавшихся с территории союзных республик?

Наградная -- точно единая.

> Загуменников Глеб деда звали.

Ни в чём нельзя быть уверенным. Брата моего деда вся родня знала, скажем, как Василия. Мне даже поначалу не поверили, когда я им прислал копию наградного -- на Ивана, каковым он везде числился по документам; потом раскопалась весёлая семейно-бытовая история.


drudd
отправлено 18.11.13 00:06 # 58


Кому: Redakteur

Вроде в прошлом году тут ссылку давал: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3571/ - "Трое суток в осажденной тридцатьчетверке", журнал "Вокруг Света" от 1987 года. У меня он в бумажном виде есть.


drudd
отправлено 18.11.13 00:19 # 59


Кому: drudd, #58

Вдогон - про танкистов: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2147/ - "Экипаж Т-34". Журнал "Вокруг Света" от ноября 1983 года.

Автор: http://iremember.ru/tankisti/fadin-aleksandr-mikhaylovich.html - Фадин Александр Михайлович.


boris_
отправлено 18.11.13 00:29 # 60


Кому: Redakteur, #57
Спасибо большое. Будем писать в архив, а там посмотрим.


Redakteur
отправлено 18.11.13 01:05 # 61


Кому: drudd, #58

Да, в февральском номере за 1987 напечатаны мемуары Д.Еськова об этом случае.

К сожалению, по Инету больше ходит текст, представляющий собой весьма косноязычную и сокращённую каким-то малолетним деятелем перезапись этого текста.

Теперь, скромно надеюсь, будет ходить правильный, грамотный, исправленный и дополненный :)


Redakteur
отправлено 18.11.13 01:06 # 62


Кому: boris_, #60

> а там посмотрим.

Узнаешь если что общеинтересное -- поделись опытом и находками.


Отдохнувший
отправлено 18.11.13 01:49 # 63


Кому: solntsevorot1999, #32

> Очень жаль, что за придирками ты не заметил подвига.

Кому: Redakteur, #33

> Пострадавшему надо было немедленно сдаться в медсанбат и ждать специалистов?

Спокойнее, камрады. Уже улыбку принимаете за кривую ухмылку.

> Жаль только, что больше трёх коротких предложений в памяти не удерживаешь.

Это всего лишь была дружеская подсказка. Как редактор редактору. Подвиг, вами описанный, не дает права на ошибки в тексте, а критикующий их не обязательно критикует сам подвиг.


goosetea
отправлено 18.11.13 08:33 # 64


Блин, я бы всем Героев раздал. Герои!


Rus[H]
отправлено 18.11.13 08:58 # 65


Великие Люди! Вечная Слава Героям!


Serж
отправлено 18.11.13 09:11 # 66


Слава Героям!


Mad Creator
отправлено 18.11.13 12:10 # 67


> Так вот, на время описываемых событий механику водителю старшему сержанту Тимофею Сидоровичу Штокалюку, стрелку-радисту Ивану Дмитриевичу Тимошенко и башенному стрелку Ивану Степановичу Медведеву было по 21—22 года; все они родились в 1920 году. Будущему прославленному танковому асу лейтенанту Дмитрию Павловичу Еськову было девятнадцать, и от 20-летия его отделяли ещё целых три долгих военных месяца.

Может, странное скажу, но в 18-20 такие подвиги проще должны даваться, за плечами ещё нет большого жизненного опыта, а значит и умения делать холодный трезвый расчёт, при этом юношеский максимализм и идеализм ещё не угас. Всё это, помноженное на правильное воспитание и идеалы и даёт такой вот эффект героического самопожертвования, без которого в той войне мы бы никогда не победили. А это очень дорогая цена, ведь гибли лучшие.
Здесь на сайте ведь в основном размещаются истории с хорошим финалом, когда бойцы хотя бы частично выжили, а сколько таких героев погибло и даже имён их не осталось? А они были ничуть не хуже. Вечная им слава!


Mad Creator
отправлено 18.11.13 12:13 # 68


Кому: mihey, #22

> Офигеть, читаешь и думаешь что в свои 26 всё ещё инфантильный полудурок

Если в башке правильные идеалы и есть правильное воспитание, в критической ситуации сам себе будешь долго удивляться. Героизм - штука вынужденная. Есть тяжелая ситуация и есть человек, а человек таков, что поступить иначе он не может, так и рождаются герои.


EI
отправлено 18.11.13 12:53 # 69


Вечная память


Garul
отправлено 18.11.13 13:33 # 70


Вечная слава!


401
отправлено 18.11.13 13:48 # 71


Кому: Старый Пёс, #4

> Эта сталь особой закалки! Спасибо этим людям!

Это сталь имени Сталина.
Была такая марка, кстати.


SANTEHNIK
отправлено 18.11.13 13:57 # 72


Вечная слава!


exor
отправлено 18.11.13 16:40 # 73


Про геров - проняло.
http://www.youtube.com/watch?v=2Tq3NftpxLo


mustang
отправлено 18.11.13 19:07 # 74


Кому: Redakteur, #43

> Кстати, если кому попадаются ссылки на достоверные истории современного или не очень героизма -- делитесь, присылайте.

Я тебе присылал! Там и Гудзь был, которого ты упомянул в этом треде. А который тогда его танк отбил, к сожалению, уже помер.


Redakteur
отправлено 18.11.13 19:33 # 75


Кому: mustang, #74

> Там и Гудзь был

Не волнуйтесь, всё будет!


drudd
отправлено 18.11.13 21:49 # 76


Кому: Redakteur, #61

> Теперь, скромно надеюсь, будет ходить правильный, грамотный, исправленный и дополненный :)

Однозначно - будет! Ты БОЛЬШИМ делом занимаешься, тЁзка! Удачи тебе в этом! :-)


туц
отправлено 18.11.13 21:59 # 77


Вечная слава героям !


MkCold
отправлено 18.11.13 22:22 # 78


В конце лета побывал на военно-мемориальном кладбище в Медведевке (окрестности г. Калининграда). Там в составе экспозиции боевой техники стоит Т-34-85 со снятой крышкой моторного отсека и без двигателя. Через лаз в огнезащитной переборке пролез из моторного отсека в боевое отделение. Это было моё первое знакомство с Т-34 изнутри.

Посидел там. Посмотрел в триплексы - мутное стекло, обзора почти нет. Представил как это все выглядело в боевых условиях - тряска на бездорожье, загазованная башня, грохот выстрела, рёв двигателя, отскок казенника после выстрела, летящие хер пойми куда гильзы из пушки и пулеметов.

Все оборудование башни вынуто, но и без него теснота и мрак. Адова служба была у советских танкистов. Сижу перечитываю Драбкина "Я дрался на Т-34".


yozhin
отправлено 18.11.13 22:26 # 79


Кому: boris_, #51

Нужно направить запрос в военкомат для получения информации о том, куда направили призывника - номер части и т.п. Нужно подтверждение родства - копия свидетельства о рождении, свидетельства о браке и т.п.
В ЦАМО не велся учет рядового состава по ФИО и ДР. При наличии номера части вероятность получения полезной информации повышается. Сами сейчас ждем ответа из военкомата.


Эрих
отправлено 18.11.13 23:17 # 80


Вот люди!!!!


boris_
отправлено 18.11.13 23:53 # 81


Кому: yozhin, #79

А в какой военкомат посылали? В областной?

Кому: Redakteur, #62

Обязательно сообщу. Спасибо еще раз за советы.


Baka Inu
отправлено 19.11.13 01:36 # 82


Странная должность "башнёр". Это не заряжающий или наводчик случайно?


Redakteur
отправлено 19.11.13 02:09 # 83


Кому: Baka Inu, #82

> Странная должность "башнёр"

Профессиональный сленг тех времён. В башне Т-34 (а также Т-26, БТ-5, -7) размещалось два члена экипажа, командир танка (именно он был ещё и наводчиком, что мешало ему командовать, особенно если командир танка был ещё и командиром взвода/роты) и второй -- заряжающий, он же командир башни/орудия, в довоенных руководствах службы ещё и артиллеристом назывался. Вот второй и есть башнёр.


Дадли Смит
отправлено 19.11.13 03:22 # 84


Вечная слава!

Кому: MkCold, #78

> Адова служба была у советских танкистов

Американский танк Шерман сами янки называли "спиртовкой", англичане "зиппо", поляки "горящим гробом", немцы с особым юмором "духовкой для янки/томми"

Не надо думать, что именно у наших танкистов условия были сильно хуже, чем у союзников и врагов


13ug
отправлено 19.11.13 09:28 # 85


богатыри!


Tauren
отправлено 19.11.13 10:49 # 86


Читаю такое и даже поёживаюсь. Тут просто лежать 4 дня обалдеешь, а тут холод, да ещё немцы лезут и обстреливают.
И это в 19-22 года. Такие вот люди были в СССР.


cs_994
отправлено 19.11.13 14:26 # 87


Кому: Redakteur, #14

19 ноября -- день Ракетных Войск и Артиллерии. Поздравляю с праздником.

Спасибо за статью.

Вечная слава героям!


Дадли Смит
отправлено 19.11.13 14:36 # 88


Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Идем мы в смертный бой за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!

Узнай, родная мать, узнай жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья,
Что бьет и жжет врага стальная наша вьюга,
Что волю мы несем в родимые края!

Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!

Пробьет победы час, придет конец походам.
Но прежде чем уйти к домам своим родным,
В честь нашего Вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в победный час дадим

Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!

[Артиллеристов - с праздником!]


Dimski
отправлено 20.11.13 15:51 # 89


А наш командир всё сидел и молчал,
Внимая мгновеньям покоя.
И только тихонько по кружке стучал
Своей обожжённой рукою.
И, глядя куда-то в далёкую даль,
Влупил оглушительный выстрел:
- Давайте за главную танкодеталь
- За наших советских танкистов!


Alienne
отправлено 20.11.13 19:02 # 90


Вечная память героям.


Redakteur
отправлено 21.11.13 00:32 # 91


Кому: Dimski, #89

> - Давайте за главную танкодеталь
> - За наших советских танкистов!

Камрад, а кто/что это?


Dimski
отправлено 21.11.13 15:01 # 92


Кому: Redakteur, #91

Настоящий полковник Михаил Калинкин. Категорически рекомендую. Штук пять альбомов военных песен, один из которых конкретно танковый. Плюс многое другое.
Ссылки тут вроде как не приветствуются, поэтому набери в поиске на ютубе "Михаил Калинкин орбита песни о танках".
Песни, обязательные к разучиванию :) - "Т-34", "Витёк", "Мельников Серёга", "Куликово поле", ну и все остальные.


DoctorGrey
отправлено 21.11.13 19:14 # 93


Вечная память! Вечная слава!


Redakteur
отправлено 21.11.13 21:12 # 94


Кому: Dimski, #92

> Настоящий полковник Михаил Калинкин.

И ведь точно, спасибо! А то крутится в голове, а где читал/слышал -- вспомнить сам так и не смог.

> Ссылки тут вроде как не приветствуются

Только на пидорасов; ссылки на правильные ресурсы модераторы проверяют и пропускают.


catamg
отправлено 24.11.13 13:31 # 95


Кому: MasterHiggins, #6это еще терпимо,а в Украине ветераны видят парады упа(бандеровцев), и отмороженных малолетних националистов!!! Что ветераны в душе чувствуют, цветы на дент победы не дают положить к памятникам!!! Слава богу на юговостоке такого нет.или пока нет


Dok
отправлено 09.12.13 11:46 # 96


Кому: Redakteur, #14

Эту бы историю, да живым языком описать - тут - к сожалению, видно, что писали люди военные, которых не очень парило как угробили, например, атаковавших огнеметчиков - в зимней одежде погиб десантник от ожогов - так что припекли лихо. Досадны ляпы с глазами - попавшие в глаза осколки вынуть трудно, тем более в полевых условиях и так, чтобы боец потом до Берлина дошел - скорее всего - посекло лице и кровью залило...

В общем наши просрали в СССР именно пропаганду.
История сама, конечно - офигенная, спасибо!


Dok
отправлено 09.12.13 11:58 # 97


Кому: MkCold, #78

У немцев стараниями наших танкистов и артиллеристов жизнь тоже была не сахар. Даже их иерои это признают. Тот же Кариус в грош не ставит американцев, так и пишет, что лучше драться с взводом янки, чем с пятью русскими.


drudd
отправлено 18.01.14 00:28 # 98


Ещё чутка про наших людей: http://www.bibliotekar.ru/encGeroi/12.htm

"...25 октября 1941 г.
Здравствуй, моя Варя!
Нет, не встретимся мы с тобой.
Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.
Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.
Вот так из трех танкистов остался один.
В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.
Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам.
Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.
У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.
А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.
Твой Иван Колосов..."

И вот:

"...Это статья о людях, сделавших возможными победу в битве на Курской дуге и танковом сражении под Прoхоровкой, 70-летие которых приходится на эти дни. Это лишь некоторые из тех, чья воля к победе была крепче танковой брони и о ком генерал-майор вермахта начальник штаба 4-й танковой армии, участник Курской битвы Меллентин Фридрих фон Вильгельм писал в своей книге «Танковые сражения 1939-1945 гг: Боевое применение танков во второй мировой войне»:

«Необыкновенное развитие русских бронетанковых войск заслуживает самого пристального внимания со стороны тех, кто изучает опыт войны… Дело не только в умелом руководстве отдельных одаренных личностей; люди, в массе своей апатичные и невежественные, без всякой подготовки, без всяких способностей, действовали умно и проявляли удивительное самообладание. Танкисты Красной Армии закалились в горниле войны, их мастерство неизмеримо выросло. Такое превращение должно было потребовать исключительно высокой организации и необычайно искусного планирования и руководства… Русский солдат дорожит своей жизнью не больше, чем жизнью своих товарищей. На него не действуют ни разрывы бомб, ни разрывы снарядов… Мы находим указание об этом и у Коленкура в его описании Бородинского сражения 1812 года… Коленкур приводит следующее замечание Наполеона: "Эти русские живыми не сдаются. Мы ничего не можем поделать"»..."

http://aftershock.su/?q=node/33845



cтраницы: 1 всего: 98



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк