Берлинале 2014 захватили азиаты

16.02.14 01:49 | obelik | 22 комментария »



После объявления итогов Берлинского кинофестиваля мгновенно появилась шутка, что Берлинале надо переименовать в Пекинале. Потому что все главные призы ушли азиатскому кино – и что самое обидное, довольно второсортному. Такое впечатление, что нынешний состав жюри впервые увидел нечто помимо «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», и обомлел.

Вот смотрите. Один из лучших фильмов фестиваля «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона – яркая душевна картина с абсолютным авторским языком – получила скромный Приз Жюри. Очевидно – чтобы никого не обидеть: фильм считался фаворитом у критиков и зрителей, которые устроили ему пятиминутную овацию. Лучший фильм фестиваля «Отрочество» Ричарда Линклейтера получил приз за режиссуру – тоже такой кивок в сторону тех, кто болел за кино. Ему единственному на пресс-показе хлопали оглушительно и долго, и с криками «браво» — больше такого не удостоился ни один фестивальный фильм. В чем уникальность? Линклейтер снял историю жизни мальчика с 6 до 18 лет, и снимал при этом одних и тех же актеров, запечатлев на пленку их реальное взросление и старение. Это не документалка, а именно что художественное кино, и в нем нет чрезмерной драмы, трагедий, насилия над детьми и животными – исключительно подглядывание в замочную скважину за своим обычным соседом. «Отрочество» — невероятно светлая картина, после которой нет даже слов, лишь захлестывают эмоции. Линклейтер снимал ее 12 лет, каждый год отрывая своих актеров от других проектов на несколько дней, чтобы снять тот или иной эпизод из жизни парнишки и его семьи. По слухам, кино купили для нашего проката – будем надеяться, что вы его посмотрите и почувствуете всю скорбь фестивальной прессы: она-то назвала картину шедевром и надеялась, что ей дадут Золотого медведя, а тут такой облом. Чувствуем себя осокорбленными – настолько, что на пресс-конференции победителей даже постоянный и прикромленный фестивалем журналист заявил: «Отрочество» для него – лучший фильм, который должен был получить золото. Нна, жюри!



Или вот британский фильм «71» о конфликте в Северной Ирландии в 1971 году. В центре сюжета – новобранец Гари Хук, играет которого восходящая звезда Джек О'Коннелл (снимается сейчас у Анжелины Джоли в «Несломленном»). Парня закидывают в Белфаст, где развернулись настоящие бои между католиками и протестантами, и в течение одного дня Гари бегает, как говорится, то за ними, то от них, а еще уворачивается от тайных группировок и озлобленных детей. Полтора часа пролетают на одном дыхании, а в кресле тебя просто размазывает – так говорили те, кто посмотрел это кино. «71» настолько острый, мощный и интересный фильм, что многие просили ему победу, однако жюри, напоминаю, открыло для себя мир второсортной азиатщины.



Ок, отметили не только азиатов – иначе пресса бы разорвала Берлинале. Приз за сценарий достался авторам картины «Крестный путь» на острую тему: девочка ведет в школе обычную подростковую жизнь, а дома ее поджидает мамаша-религиозная фанатичка. Это, надо отметить, единственный фильм про девочку – так-то в основном режиссеры концентрируются на взрослении и проблемах пацанов, что обидно, да: как будто у девочек жизнь легче! Выбор героини, а не героя, объясняется просто: сценаристы – брат и сестра Анна и Дитрих Брюггеманн, и сестра в этом дуэте солировала с идеями, а брат прописывал диалоги. «Крестный путь» — немецкое кино, которое оказалось стоящим на фестивале, поэтому правильно, что его отметили хоть как-то. Если бы дали призы тройничку с Шиллером, журналистские сердца разорвались бы!



Издевкой стал и приз имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в кино: его отдали 92-летнему Алена Рене за картину «Любить, пить и петь», очень и очень спорную и полную самоповторов. Какие там новые перспективы углядело жюри – загадка.



И вот теперь пошли азиаты. Медведь за выдающиеся художественные достижения – оператору китайской картины «Массаж вслепую» про слепых массажистов, реально существующих в стране. Тут мнения прессы разделились, кому-то понравился, кого-то стошнило, но в целом все сошлись, что кино среднее. И тут – такое.



Дальше – больше. Лучшей актрисой называют японку Хару Куроки за фильм «Маленький дом» о няньке в Токио предвоенных лет. Актриса сама обалдела, не то, что мы. Лучшим актером становится китаец Ляо Фань за фильм «Черный уголь, тонкий лед», а сам фильм вообще уносит Золотого медведя, став на фестивале лучшим. Шок, натурально, потому что китайцы представили куда более интересный трэш в стиле Тарантино «Ничья земля», например – тоже вторичный, но хотя бы веселый. Тут же – драма-драма и нуарище. В одной из китайских провинций среди угля нашли расчлененный труп. Мистер Ляо играет детектива, который в ходе расследования был ранен, а его напарника и вовсе пристрелили. На детектива валят всю вину и отстраняют от дела, и он устраивается охранником на завод. Через пять лет в угле снова находят расчлененку, и детектив решается на собственное расследование. Окей, допустим, Ляо Фань и вправду отличный актер. Но скажите мне, что вы такого ни разу не видели. Поднимите руку, кто не смотрел, как в азиатских фильмах летят мозги по стенам и идет рубилово со всех сторон. Фильм не то, чтобы слабый – нет, он добротно сделан, но Золотой медведь?! Да помилуйте! Фестиваль знатно прогнулся перед набирающим силу китайским кинорынком и уж лизнул, так лизнул. И с каждым годом мы, киножурналисты, расстраиваемся таким решениям фестивального жюри. Потому что рыночные интересы – это, конечно, важно и понятно, но всегда казалось, что фестивали должны если не давать дальнейшую жизнь хорошим фильмам, то хотя бы выявлять новое и интересное в кино. Увы, с каждым годом рынок побеждает все больше и больше. Хотя, наверное, лет 50 до нас все тоже жаловались именно на это – история, мы знаем, не меняется.

Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

obelik
отправлено 16.02.14 02:20 # 2


Кому: Merlin, #1

Знающие люди пишут мне, что лучший фильм не так и плох, и вообще интересен, и там такое любопытное скрещение жанров и все такое. Прямо даже засомневалась в себе:)


obelik
отправлено 16.02.14 15:48 # 8


Кому: д-р Зольберг, #4

Помимо "Нимфоманки" было кино о любви бразильца и немца со всеми секс-подробностями:) Слепые массажисты занимались сексом:) Шиллер и его дамы тоже:) Но после "Нимфоманки" все это детский лепет:)



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк