Про инвалидов и Валаам

02.04.15 14:41 | Goblin | 81 комментарий

История

Цитата:
Фронтовики. Безрукие, безногие, на костылях, с протезами... Они пели и побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. И это могло бы породить в головах некие крамольные мысли о благодарности советского народа своим защитникам... Вдруг они исчезли. Их собрали за одну ночь – погрузили в вагоны и вывезли в "дома-интернаты закрытого типа с особым режимом". Ночью, тайком – чтобы не было шуму. Насильно – некоторые бросались на рельсы, но куда им было против молодых и здоровых? Вывезли. Чтобы не оскорбляли своим видом взоры горожан и туристов. Чтобы не напоминали о долге перед ними, спасшими всех нас.

На деле никто особо не разбирался – брали всех, кого попало, и те, у кого была семья, даже не смогли передать о себе весточку! У них отобрали паспорта и военные билеты. Исчезли, и всё. Вот там они и жили – если это можно назвать жизнью. Скорее, существование в каком-то Аиде, с другой стороны Стикса и Леты – реки забвения... Интернаты тюремного типа, откуда не было выхода. А ведь они были молодые парни, им хотелось жить! По сути дела, они были на положении заключённых... Такое заведение существовало, например, на острове Валаам. Интернаты находились в ведении МВД. Понятно, что там была за жизнь..
Разгребая кучи лжи о валаамских инвалидах ВОВ

Бывают, бывают граждане гаже бандеровцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 81

Цитата
отправлено 02.04.15 14:42 # 1


ВАЛААМСКИЕ СПИСКИ

22 июня в 41-м началась война – и разве она окончилась? ©
~~~~~~~~~~~

Увезли. Куда?

Когда мы вспоминаем Великую Отечественную войну, в памяти предстают не только флаг над Рейхстагом, салют Победы, всенародное ликование, но и людское горе. И одно с другим никак не смешивается. Да, эта война нанесла чудовищный урон стране. Но радость Победы, осознание своей правоты и силы не должно погребаться скорбью – это было бы предательством по отношению к тем, кто отдал жизнь за Победу, кто кровью добывал эту радость.

Так я и написал недавно своему польскому приятелю: «Witek, в праздник Рождества об убитых вифлеемских младенцах не плачут. Не знаю как у вас, католиков, а у нас убиенных Иродом поминают отдельно, в четвёртый день после Рождества. Точно так же у нас не принято омрачать день Победы, для этого уместнее 22 июня – день начала войны».

Witek – это интернетовский ник польского публициста, который на авторитетном в Польше портале ведёт блог для русской аудитории. Много пишет о преступлениях советской власти, о Катынском расстреле, пакте Молотова-Риббентропа и т. д. И вот 8 мая, накануне Дня Победы, он «поздравил» россиян публикацией, которая называется так: «Куда девались фронтовики-инвалиды? К размышлению любителям шумно попраздновать».

Публикация была скомпилирована из разных русскоязычных статей. В них говорится: «В статистическом исследовании "Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил" значится, что во время войны демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них инвалидов 2.576.000 человек. И среди них 450.000 одноруких или одноногих. Читатели постарше вспомнят, что в конце 40-х годов на улицах было много инвалидов. Наследие недавней войны... Фронтовики. Безрукие, безногие, на костылях, с протезами... Они пели и побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. И это могло бы породить в головах некие крамольные мысли о благодарности советского народа своим защитникам... Вдруг они исчезли. Их собрали за одну ночь – погрузили в вагоны и вывезли в "дома-интернаты закрытого типа с особым режимом". Ночью, тайком – чтобы не было шуму. Насильно – некоторые бросались на рельсы, но куда им было против молодых и здоровых? Вывезли. Чтобы не оскорбляли своим видом взоры горожан и туристов. Чтобы не напоминали о долге перед ними, спасшими всех нас.

На деле никто особо не разбирался – брали всех, кого попало, и те, у кого была семья, даже не смогли передать о себе весточку! У них отобрали паспорта и военные билеты. Исчезли, и всё. Вот там они и жили – если это можно назвать жизнью. Скорее, существование в каком-то Аиде, с другой стороны Стикса и Леты – реки забвения... Интернаты тюремного типа, откуда не было выхода. А ведь они были молодые парни, им хотелось жить! По сути дела, они были на положении заключённых... Такое заведение существовало, например, на острове Валаам. Интернаты находились в ведении МВД. Понятно, что там была за жизнь...»

Неприятно такое читать, да ещё с польскими комментариями. По-христиански мне бы надо смиренно покаяться за наших коммунистов-богоборцев: вот ведь что сотворили с инвалидами-ветеранами. Но чем больше я погружался в этот словесный поток, собранный из ручейков российской правозащитной критики, тем больше охватывало омерзение: «Что за страна СССР! Что за люди!» И коммунисты уже отошли на задний план, потому что в нормальной стране, населённой нормальными людьми, они не смогли бы творить такие злодеяния. Все виноваты! Как такое допустили русские люди?!

И вот тогда возникло у меня чувство: что-то здесь не то, некая демонизация реальности получается... Вправду ли «сотни тысяч» калек-ветеранов рассовали по тюремным интернатам? Ведь их в целом-то было не более 500 тысяч, и подавляющее большинство вернулось к семьям, работали на восстановлении страны, кто как мог – без руки или ноги. Это же в памяти народной сохранилось! И вправду ли интернаты подчинялись МВД? Там что, и охрана была? В ответ Witek смог привести лишь выдержку из доклада министра Внутренних дел Круглова от 20 февраля 1954 года: «Нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов... самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать. Предлагаю преобразовать дома инвалидов и престарелых в дома закрытого типа с особым режимом». Но из этого никак не следует, что предложение о «режимности» было удовлетворено. Министр исходил из своей, сугубо ведомственной, точки зрения, но решение принимал не он. А вот что действительно следует из этой записки, так это что до середины 50-х годов никакой «режимности» в интернатах для инвалидов не было. Правозащитники же наши толкуют про конец 40-х годов, когда инвалидов «рассовали по тюрьмам».

На пароходе в Горицы

Миф о тюремных интернатах для ветеранов-инвалидов появился не сразу. По всей видимости, всё началось с таинственности, что окружала инвалидный дом на Валааме. Автор знаменитой «Валаамской тетради» экскурсовод Евгений Кузнецов так и писал:

«В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение – тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина – уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой – из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора"! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях...»

То есть удалённость острова Валаам вызвала у Кузнецова подозрение, что от ветеранов хотели избавиться: «В бывшие монастыри, на острова! С глаз долой...» И тут же к «островам» он причислил Горицы, Кириллов, д. Старая Слобода (Свирское). Но как, например, в Горицах, что в Вологодской области, можно было «упрятать» инвалидов? Это же большой населённый пункт, где всё на виду.


Защитник Невской Дубровки Александр Амбаров дважды во время бомбёжек был заживо погребён (рисунок Г. Доброва)

Эдуард Кочергин в «Рассказах питерских островов» описывает, как в начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи (в том числе гулящие бабы, так сказать «низы общества») провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского – бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги. На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и заставили отправиться в интернат) и толпа друзей. На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память – новый баян и три коробки любимого им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно...») пароход и отчалил в Горицы.

Далее хотелось бы привести большую цитату – потому что про «Валаамскую тетрадь» Е. Кузнецова многие знают, а это свидетельство Э. Кочергина оказалось втуне:

«Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот – окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе "самоварами". Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор – хор "самоваров" – и в этом обрёл свой смысл жизни. Начальница "монастыря" и все её врачи-санитары с энтузиазмом приветствовали инициативу Василия Ивановича, а на его одеколонное выпивание смотрели сквозь пальцы. Сёстры-санитарки во главе с врачихой по нервам вообще боготворили его и считали спасителем от страстных посягательств несчастных молодых мужских туловищ на их собственные персоны.

Летом дважды в день здоровые вологодские бабы выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на "прогулку" за стены монастыря, раскладывая их среди заросшей травою и кустами грудине круто спускавшегося к Шексне берега... Самым верхним клали запевалу – Пузырька, затем – высокие голоса, ниже – баритон, а ближе к реке – басы.

На утренних "гуляниях" происходили репетиции, и между лежащими торсами, в тельнике, на кожаной "жопе" скакал моряк, уча и наставляя каждого и не давая никому покоя: "Слева по борту – прибавь обороты, корма – не торопись, рулевой (Пузырёк) – правильно взял!" Вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, "самовары" под руководством Василия Петроградского давали концерт. После громогласно-сиплого "Полундра! Начинай, братва!" над вологодскими угорьями, над стенами старого монастыря, возвышавшегося на крутизне, над пристанью с пароходами внизу раздавался звонкий голос Пузыря, а за ним страстно-охочими голосами мощный мужской хор подхватывал и вёл вверх по течению реки Шексны морскую песню:

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали...
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от этой земли...

А хорошо прикинутые, сытые "трёхпалубные" пассажиры замирали от неожиданности и испуга от силы и охочести звука. Они вставали на цыпочки и взбирались на верхние палубы своих пароходов, старясь увидеть, кто же производит это звуковое чудо. Но за высокой вологодской травою и прибрежными кустами не видно обрубков человеческих тел, поющих с земли. Иногда только над верхушками кустов мелькнёт кисть руки нашего земляка, создавшего единственный на земном шаре хор живых торсов. Мелькнёт и исчезнет, растворившись в листве. Очень скоро молва о чудесном монастырском хоре "самоваров" из Гориц, что на Шексне, облетела всю Мариинскую систему, и Василию к питерскому титулу прибавили новый, местный. Теперь он стал зваться Василием Петроградским и Горицким.

А из Питера в Горицы каждый год на 9 мая и 7 ноября присылались коробки с самым лучшим "Тройным" одеколоном, пока майской весною 1957 года не вернулась посылка на Петроградскую сторону "за отсутствием адресата"».

Как видим, никакой «тюрьмы» в Горицах не было, и «обрубков войны» не прятали. Чем спать под забором, уж лучше пусть живут под медицинским надзором и уходом – такова была позиция властей. Спустя время в Горицах остались только те, от кого отказались родственники или кто сам не пожелал явиться к жене в виде «обрубка». Тех же, кого можно было подлечить, лечили и выпускали в жизнь, помогая с трудоустройством. Сохранился горицкий список инвалидов, вот беру из него не глядя первый попавшийся фрагмент:

«Ратушняк Сергей Сильвестрович (амп. культ. правого бедра) 1922 ИОВ 01.10.1946 по собственному желанию в Винницкую область.

Ригорин Сергей Васильевич рабочий 1914 ИОВ 17.06.1944 на трудоустройство.

Рогозин Василий Николаевич 1916 ИОВ 15.02.1946 выбыл в Махачкалу 05.04.1948 переведён в другой интернат.

Рогозин Кирилл Гаврилович 1906 ИОВ 21.06.1948 переведён на 3 группу.

Романов Пётр Петрович 1923 ИОВ 23.06.1946 по собственному желанию в г. Томск».

Есть и такая запись: «Савинов Василий Максимович – рядовой (остеопар. пр. бедра) 1903 ИОВ 02.07.1947 исключён за длительную самовольную отлучку».

«Расставались со слезами»

Эти горицкие списки нашёл в Вологде и Череповце (туда был переведён инвалидный дом) генеалог Виталий Семёнов. Он же установил адреса других интернатов в Вологодской области: в посёлке Прибой (Николоозёрский монастырь) и под городом Кирилловом (Нило-Сорская пустынь), куда из Гориц привозили самых тяжких. В пустыни до сих располагается неврологический диспансер, причём там сохранились две церкви, игуменский корпус и келейные корпуса (см. Покров над Белозерьем в № 426 «Веры»). Такой же интернат располагался в п. Зелёный берег (Филлипо-Ирапский монастырь), что близ села Никольское на реке Андога (см. Филипп, утешитель души в № 418 «Веры»). В обеих названных обителях, как и в Горицах, мне доводилось бывать. И ведь не пришло в голову о ветеранах расспрашивать. А Виталий Семёнов продолжает «копать»...


Неизвестный солдат. 1974 г. (коллаж автора с рисунка Г. Доброва)

Совсем недавно, в мае 2012 года, он получил электронное письмо от школьницы из села Никольское. Старшеклассница Ирина Капитонова восстановила 29 фамилий из пациентов андогского дома инвалидов и записала воспоминания более десятка людей, работавших в инвалидном доме. Вот некоторые отрывки:

«Рядом с кельями на улице был обстроен навес на свежем воздухе. Неходячих инвалидов в благоприятные дни на раскладушках выносили на свежий воздух. Инвалидам оказывалась систематическая медицинская помощь. Заведующей медпунктом работала фельдшер Смирнова Валентина Петровна. Её направили сюда после окончания Ленинградского медицинского училища при институте Мечникова. Валентина Петровна жила в 12-метровой комнате рядом с инвалидами. В трудную минуту всегда приходила на помощь.

Ежедневно в 8 ч утра медицинские работники делали обход инвалидов по палатам. Часты были и ночные вызовы. За лекарством ездили в Кадуй на лошади. Медицинскими препаратами снабжали регулярно. Кормили 3 раза и ещё выдавали полдник ежедневно.

При доме инвалидов содержали большое подсобное хозяйство... Рабочих в подсобном хозяйстве было немного. Им охотно помогали инвалиды. По словам бывшей рабочей Волковой Александры (1929 г. р.), инвалиды были работящими. На территории была своя библиотека. Привозили для инвалидов фильмы. Те, кто мог, ходили на рыбалку, за грибами и ягодами. Вся добытая продукция шла к общему столу.

Инвалидов никто из родственников не навещал. Трудно сказать: то ли они сами не хотели быть обузой, то ли родственники не знали места их пребывания. Многим инвалидам удалось обрести семью. Молодые женщины Зелёного берега и из близлежащих деревень, потерявшие своих женихов на войне, соединяли свою судьбу с инвалидами из Зелёного берега...

По словам респондентов, многие курили, а спиртным не увлекались. Справиться с физическими и душевными ранами помогал труд. Об этом свидетельствуют судьбы многих из них. Забоева Фёдора Фёдоровича, инвалида 1-й группы без ног, хорошо знавшие его называли «человеком-легендой». Его золотые руки умели делать абсолютно всё: портняжничать, шить и ремонтировать обувь, убирать урожай на колхозных полях, разделывать дрова...

Просуществовал дом инвалидов до 1974 года. Инвалиды расставались с Зелёным берегом и друг с другом тяжело, со слезами. Это свидетельствует о том, что здесь им было комфортно».

Все эти сведения переправил я польскому публицисту, мол, не надо мазать чёрной краской советское время – нормальные люди там были, добрые и отзывчивые, своих ветеранов уважали. Но оппонент мой не сдавался: «А как же "Валаамская тетрадь", ты не веришь Кузнецову?» И снова Кузнецова цитирует – как ветераны голодали, овощей им не хватало:

«Я видел это своими глазами. На вопрос кому-либо из них: "Что привезти из Питера?" – мы, как правило, слышали: "Помидорку бы и колбаски, кусочек колбаски". А когда мы с ребятами, получив зарплату, приходили в посёлок и покупали бутылок десять водки и ящик пива, что тут начиналось! На колясках, "каталках" (доска с четырьмя шарикоподшипниковыми "колёсами"), на костылях радостно спешили они на поляну у Знаменской часовни, там рядом была тогда танцплощадка. Для безногих инвалидов! Додуматься только! И был здесь же пивной ларёк. И начинался пир. По стопарику водки и по стопарику же ленинградского пива. Да если это "прикрыть" половинкой помидорки да куском "Отдельной" колбаски! Бог мой, вкушали ли изощрённейшие гурманы подобные яства! И как оттаивали глаза, начинались светиться лица, как исчезали с них эти страшные извинительно-виноватые улыбки...»

Ну что тут скажешь? Кузнецов ещё студентом стал подрабатывать на Валааме экскурсоводом с 1964 года. В ту пору, да и позже, «колбаску» только в Ленинграде да Москве можно было свободно купить. Значит ли это, что инвалиды голодали?

Честно сказать, задели меня слова Witeka. Ведь Валаам очень близок мне. Туда в командировку от петрозаводской газеты «Комсомолец» я приезжал ещё в 1987 году. Инвалидный дом не застал – его три года как перевели на «большую землю», в п. Видлица. Но пообщаться с одноруким ветераном довелось. Три ночи провёл я в конторе лесхоза (на острове были лесхоз и леспромхоз), а там рядышком находилась пасека. Вот при этойпасеке и жил инвалид, пожелавший остаться при своих пчёлах. Глядя на него, мне как-то в голову не пришло расспрашивать об «ужасах» инвалидного дома – такой светлый, умиротворённый старик. Только одно его огорчало. Показывал он мне пчёлок и предлагал: «Старый я, помощника нет, оставайся». И помнится, я всерьёз подумывал: а может, плюнуть на всё и остаться на острове?

Делюсь этим воспоминанием со своим оппонентом, он в ответ – «Значит, Кузнецову не веришь. А своим священникам веришь? Год назад на Валааме установили крест-памятник на кладбище ветеранов-инвалидов, после панихиды было сказано...» И цитирует: «Это люди, получившие тягчайшие увечья в Великой Отечественной войне. Многие из них не имели рук и ног. Но более всего, наверное, они испытывали муки от того, что Родина, за свободу которой они отдали своё здоровье, не сочла возможным сделать ничего лучшего, как отправить их сюда, на этот холодный остров, подальше от общества победителей... Условия их жизни здесь мало чем отличались от лагеря: они не имели возможности передвижения, они не имели возможности поехать к своим родным, близким. Они здесь умирали – скорбно почили, как мы только что слышали в молитве за упокой. То, что произошло на Валааме... – это ещё одна малоизвестная история, связанная с войной...»

Да, уел меня польский приятель. Даже и не знал, что ответить.


Мемориал памяти инвалидов Отечественной войны, погребённых на Валааме

Правда о Валааме

Проповедь эта была сказана после освящения креста, сооружённого по просьбе наместника монастыря представителями Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-западного региона. Координатором этого дела была Ольга Лосич, которая готовила также историческую справку для будущего памятника. На сайте ассоциации выложено интервью с ней. Ольга Лосич сообщает, что «перед Ассоциацией была поставлена задача создать памятник ветеранам войны, проживавшим на Валааме с 1953 года» (на самом деле ветераны там проживали уже в 1951–1952 годах. – М. С.). Далее она рассказывает, с каким трудом им удалось разыскать архивы инвалидного дома – они «оказались» в Видлице. И сообщает, что на остров сразу же было привезено около тысячи ветеранов вместе с медицинскими работниками, затем «от тоски и одиночества они стали умирать один за другим». «Мы полностью перебрали и изучили документы, содержащиеся в двадцати мешках, – говорит О. Лосич. – Поисково-исследовательский этап работы завершился составлением списков ветеранов – инвалидов войны, похороненных на Валааме. В этот список вошли 54 имени ветеранов». Всего же, по мнению Лосич, на кладбище должно было быть похоронено 200 инвалидов.


Из архива Валаамского дома инвалидов

Тут же возникает вопрос. Даже если похороненных 200, то куда делись остальные 800? Значит, всё же они не «умирали один за другим»? И никто их не обрекал на смерть на этом «холодном острове»? Инвалидный дом существовал на Валааме более 30 лет. Известно количество инвалидов по годам: 1952 – 876, 1953 – 922, 1954 – 973, 1955 – 973, 1956 – 812, 1957 – 691, – и далее примерно на одном уровне. Это были очень больные люди, с ранениями и контузиями, к тому же многие в возрасте. Менее шести смертей в год из 900–700 человек – это разве большая смертность для подобного заведения?

В реальности на острове была большая «текучка» – одних туда привозили, других увозили, редко кто задерживался. И это следует из тех архивов, которые члены ассоциации с такими сложностями искали, хотя карельским краеведам эти документы давно известны. Их фотокопии даже в Интернете выложены. Лично я, заинтересовавшись, просмотрел почти двести документов и даже нашёл родственника своего земляка из Беломорского района. Вообще, что сразу бросается в глаза – это адреса проживания ветеранов-инвалидов. В основном это Карело-Финская ССР.

Утверждение, что на «холодный остров» свозили тунеядствующих ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, – это миф, который почему-то до сих пор поддерживается. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов.


Ещё из архива

Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.

Виталий Семёнов, скрупулёзно изучавший валаамский архив, пишет: «Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть – старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам.

Вопреки легенде, более чем в 50% случаев у тех, кто попал на Валаам, были родственники, о которых он прекрасно знал. В личных делах через одно попадаются письма на имя директора – мол, что случилось, уже год не получаем писем! У валаамской администрации даже традиционная форма ответа была: "Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, ваши письма получает, а не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем – всё по-старому, а вам передаёт привет"».

Самое поразительное: страшилки о валаамском «аиде» разлетаются мгновенно, стоит лишь любому сомневающемуся набрать адрес в Интернете – http://russianmemory.gallery.ru/watch?a=bcaV-exc0. Вот они, фотокопии внутренней документации.

Например, такая объяснительная (с сохранением орфографии): «1952 г. Валаамский инвалидный дом. От инвалида войны Качалова В.Н. Заявление. Так-как я ездил в город Петрозаводск и случилось несчастье, во время припадка раздели тужурку и летние брюки, то прошу вас дать мне фуфайку и брюки. В чём прошу Вас не отказать. В Петрозаводске заявил министру, то она велела вам написать заявление. К сему: Качалов 25/IX–52 года».

Картину проясняет ещё одна записка: «Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б, носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменом виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952». Получается, что инвалид свободно поехал с острова в областной центр и там покуролесил.


Запрос инвалиду-фронтовику, действительно ли он желает поступить в инвалидный дом
(этот и другие документы на странице - из Валаамского архива)

Или вот ещё документы. Официальный запрос инвалиду, действительно ли он хочет жить в инвалидном доме (к слову об «облавах»). Увольнительная «инв. войны тов. Хатову Алексею Алексеевичу в том, что он увольняется для сопровождения жены к месту жительства в Алтайский край г. Рубцовск» (и это была «тюрьма»?). А вот ещё два документа. В одном даётся справка за 1946 год, что у ветерана Гавриленко из Питкяранты, бывшего танкиста, ослепшего на два глаза, нетрудоспособная мать, «положение безвыходное», поэтому ему выделяется место в интернате «Ламберо» Олонецкого района. Из другого следует, что танкиста перевели на Валаам, но в 1951 году его оттуда забирает мать. Или такая деталь: Ланев Фёдор Васильевич, прибывший на Валаам из г. Кондопога, в 1954 г. как ветеран получает пенсию в 160 руб. Вот из таких маленьких деталей и вырастает реальная картина.

И на всех документах значится не «дом инвалидов войны и труда», как его называет Е. Кузнецов и многие мифологи, а просто «инвалидный дом». Оказывается, на ветеранах он и не специализировался. Среди «обеспечиваемых» (так официально назывались пациенты) был разный контингент, в том числе «инвалиды из тюрем престарелые». Об этом В. Семёнов узнал от бывших работниц валаамского дома инвалидов, когда в 2003 году ездил в Карелию.

«У меня был случай один, – рассказала старушка. – Один бывший тюремный напал на меня на кухне, здоровый такой, с протезом ноги, а их же трогать нельзя – засудят. Они тебя бьют, а ты их не можешь! Я тогда закричала, пришёл замдиректора и дал ему так, что он отлетел. Но ничего, судиться не стал, потому как чувствовал, что неправ».
* * *

Ещё из архивов Валаамского инвалидного дома

История с валаамским «аидом» очень неоднозначна. Между тем легенда о «Гулаге для ветеранов» продолжает шириться. И разве виноват мой приятель, польский публицист, собравший все эти страшилки, если не в польской, американской или ещё какой, а именно в русской Википедии говорится: «Валаам – лагерь инвалидов Второй мировой войны, куда после Второй мировой войны в 1950–1984 годы свозили инвалидов войны». Там же есть ссылка на статью «Как в СССР уничтожали инвалидов войны» с комментариями какого-то украинца: «Перед преступлениями российских коммунистов меркнут все преступления германского нацизма вместе взятые... Генетические уроды... Куда подевал народ-богоносец калек-победителей? Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее...» А в прошлом году в США должна была выйти книга американского профессора Френсиса Бернштайна – о глумлении над ветеранами в горицком доме инвалидов. Психологическое давление продолжается – направленное на очернение того, что объединяет сейчас народы России. Тихо, исподволь, копаясь в ранах ветеранов, они подрывают у молодого поколения «память о памяти» – мол, если ваши деды глумились над ветеранами, то зачем вы на свадьбах возлагаете цветы к памятникам, зачем вам «такая» Победа?

Только правда может этому противостоять. И молитвенная память о тех покалеченных, что многие годы носили в себе осколки страшной войны. И, конечно, я кланяюсь Ольге Лосич и её сотоварищам, что воздвигли памятный крест на Валааме. Крест, возможно, появится и на горицком погосте – Виталий Семёнов уже несколько лет добивается этого у местных властей. И сколько ещё таких инвалидных кладбищ по Руси...

Вместо послесловия

После выхода этой публикации 4 июля в редакцию нашей газеты зашла 78-летняя сыктывкарка и рассказала, что её отца долгое время после войны считали в семье без вести пропавшим. Но однажды её знакомая поехала на Валаам и случайно увидела там односельчанина... Это был отец нашей гостьи. На войне он потерял ноги и решил не сообщать семье о себе, чтобы не быть в тягость. Об этой и еще одной истории, пополнившей «валаамский список», расскажем в № 664 газеты.



Timofey
отправлено 02.04.15 14:51 # 2


Спасибо. Полезно знать.


dead_Mazay
отправлено 02.04.15 15:05 # 3


Стесняюсь спросить, что писал Солженицын про инвалидов войны?

Совершенно очевидно, что верить можно только ему.


cesdo
отправлено 02.04.15 15:06 # 4


А как же правдаь??!


Ермак
отправлено 02.04.15 15:06 # 5


Какую часть отечественной истории ещё не облили помоями?


Heidzin
отправлено 02.04.15 15:11 # 6


Кому: Ермак, #5

> Какую часть отечественной истории ещё не облили помоями?

А какой эпизод из нашей истории ты еще считаешь хоть сколько то достойным или просто нормальным? Скажи и завтра мы увидим новые разоблачения.


ivan_foto
отправлено 02.04.15 15:16 # 7


Снова все факты - по официальным документам лишь.


ViktoriaMT
отправлено 02.04.15 15:23 # 8


Какая мерзкая манера, найти какую-то историю про войну и исказить её, изгадить память. Ну тут хоть понятно - не наши пишут, а пшеки.
А про инвалидов... Даже в моём детстве я помню на 9 мая выходили праздновать люди без ног и рук. Конечно они и без праздников выходили, но в той праздничной толпе они особенно выделялись: всем было видно, что вот они герои этого дня.
Те кто верят в описаный поляком бред явно плохо слушали на уроках истории про героев войны. Думаю им не известно ничего например про Зину Туснолобову.


Moritz
отправлено 02.04.15 15:31 # 9


Ты рассказал мне просто правду
А я ужасную хочу
Такую чтобы обосраться
Завыть, забиться, захрипеть...


велосипый
отправлено 02.04.15 15:48 # 10


С год назад как раз по этой теме рубился на местном форуме. Ничего кроме "воспоминаний" непонятно кого оппоненты привести не могли. Одна дописалась до того, что сама вспомнила, как однажды инвалиды с улиц пропали. На вопрос "как она могла помнить события 50-х будучи 60-х годов рождения?" ответить не смогла, но то что помнит продолжала утверждать.

В итоге аргумент у них остался один: все, что коммуняки плохое могли сотворить является историческим фактом


milo
отправлено 02.04.15 15:55 # 11


Чем больше читаешь таких вещей и их разоблачений, тем больше убеждаешься, что СССР было государством именно для людей.


Kserks
отправлено 02.04.15 15:56 # 12


Господи какую же пакость только поляки не придумают,что бы обхаять нас и СССР,сами Польшу профукали,были в составе империи Российской -все неймется им. Великую Польшу хотят,вот и на Украине отличились,вместе с амерами. Гнилой народец,мое мнение -они как католиками стали,предали православие-их Бог то и наказал, и до сих пор наказывает,да видно не доходит до них никак.Жалкий народец стал-выродился.


Собакевич
отправлено 02.04.15 16:17 # 13


Кому: Kserks, #12

> Гнилой народец,мое мнение -они как католиками стали,предали православие-их Бог то и наказал,

Когда поляки были православными?


Мишган
отправлено 02.04.15 16:19 # 14


Т.е. на польском для поляков всякие пасквили уже не интересно писать, аудитория уже обработана, теперь взялись для русских на русском писать. Боже, как же я страстно желаю, чтобы пОляков рано или поздно когда-нибудь кто-нибудь все-таки вырезал бы уже, наконец! Не гуманно, конечно, и Ольбрыхского с Брыльской, и польского индейца Сат-Ока я все равно люблю, но доколе же это все будет продолжаться!


велосипый
отправлено 02.04.15 16:38 # 15


Кому: Собакевич, #13

> Когда поляки были православными?

Сейчас тебе объяснят, что ты истории не знаешь!!!

Что-то тред про Пикуля вспомнился)))


ПТУРщик
отправлено 02.04.15 16:51 # 16


Кому: велосипый, #15

> > Что-то тред про Пикуля вспомнился)))

а чё там было???


Собакевич
отправлено 02.04.15 16:56 # 17


Кому: ПТУРщик, #16

> > Что-то тред про Пикуля вспомнился)))
>
> а чё там было???

Меня гоняли за то, что я не нахожу у Пикуля особых достоинств :)

Здесь:

http://oper.ru/news/read.php?t=1051615133


Робот Вертер
отправлено 02.04.15 17:08 # 18


Чему удивляться? Польша когда либо за тысячелетнюю историю была союзником и другом России? Была, один раз - в период с 1945 по 1991 год, в составе Варшавского договора. В остальные времена - либо протекторат, либо враждебное государство, либо воюем. С чего полякам нас любить и писать о нас правду? А нам их за что? Все нормально, польский агитпроп работает, как и весь западный. Главное - наш не должен бездействовать. Иначе потомки начнут верить в такие бредни про наших ветеранов и инвалидов.


Ringo_500
отправлено 02.04.15 17:08 # 19


байка старая. Нам ее еще учительница по истории в школе в лихие 90-е рассказывала, как из Новосиба в одну ночь 45-го всех калек вывезли в неизвестном направлении. А я всё детство прожил в хрущобе на одной площадке с одноногим инвалидом ВОВ. Слава богу, хватило мне тогда ума эту "правду жизни" ему не рассказать, огреб бы


JaroldS
отправлено 02.04.15 17:08 # 20


Спасибо, давно волновал этот вопрос.


filorez
отправлено 02.04.15 17:08 # 21


Помню, в перестройку попала в руки книжка Веллера "Самовар".


IgorN
отправлено 02.04.15 17:08 # 22


Кому: Kserks, #12

> Господи какую же пакость только поляки не придумают,что бы обхаять нас и СССР

Вот это вот, про инвалидов, отнюдь не поляки придумали. Нашлись, и уже давно, в СССР пидорасы. А некоторым полякам любая русофобская тема приятна.


Info
отправлено 02.04.15 17:08 # 23


Кому: велосипый, #10

> На вопрос "как она могла помнить события 50-х будучи 60-х годов рождения?" ответить не смогла, но то что помнит продолжала утверждать.

Элементарно. Это-ж женщина. Возраст скрывает ))


Вратарь-дырка
отправлено 02.04.15 17:10 # 24


Кому: Kserks, #12

Те, что были в составе Российской Империи, en masse остались в составе СССР. Из нынешней Польши в Российскую Империю входили только окрестности Варшавы (зато окрестности Львова не входили). В основном нынешняя Польша принадлежала Пруссии и Австро-Венгрии.


TheBlazkovich
отправлено 02.04.15 17:10 # 25


С первых строк вспомнился говноисторик Дмитрий Фост, ответственный за "4 дня в мае". Он эту куйню на " Ухо мацы" заливал.


Medicina69
отправлено 02.04.15 17:22 # 26


Кому: велосипый, #10

> С год назад как раз по этой теме рубился на местном форуме. Одна дописалась до того, что сама вспомнила, как однажды инвалиды с улиц пропали. На вопрос "как она могла помнить события 50-х будучи 60-х годов рождения?" ответить не смогла, но то что помнит продолжала утверждать.
>

В Петрозаводской детской больнице на собрании коллектива, посвящённому Дню Победы, главврач выдал перл: " Я помню как отец на фронт уходил, мне два месяца было! ".

А пшеки - самая гажая нация в европе, унылое дерьмо. Им гордиться нечем, ни на уровне своей страны ,
ни, тем более, в мировом масштабе. Ну, разве что Колян Коперник, да и тот немец по батюшке.


yuri535
отправлено 02.04.15 17:34 # 27


Кому: Вратарь-дырка, #24

40% нынешней Польши принадлежали РИ, со столицей и ещё на 200 км. западней., никаких окраин, ядро бывшей Польши.


yuri535
отправлено 02.04.15 17:39 # 28


Кому: Робот Вертер, #18

Это наши им подкинули. Они сами никогда бы ничего подобного не придумали.


Медвед Полоскун
отправлено 02.04.15 17:45 # 29


Кому: filorez, #21

> Помню, в перестройку попала в руки книжка Веллера "Самовар".

Дак вроде после перестройки он уже ее написал, что впрочем не делает книжку менее русофобской.


ДобрыйКедр
отправлено 02.04.15 18:09 # 30


Беда поляков в том, что мы для них исторический враг. А они для нас пустырь между Белоруссией и Германией.


Александр Савин
отправлено 02.04.15 18:09 # 31


Кому: Цитата, #1

> Бывают, бывают граждане гаже бандеровцев.

Точная формулировка. Именно не хуже, а гаже.


TomSawyer
отправлено 02.04.15 18:19 # 32


Кому: Medicina69, #26

> А пшеки - самая гажая нация в европе, унылое дерьмо

Тише, тише. Полно нормальных, отличных людей, как и везде. Жил там два года.
Поляки не сами это придумали, а брали из наших "авторитетных источников".
Да что там источники - "Утомленные солнцем" глянет иностранец, увидит "при поддержке министерства культуры и кино" и подумает - "видать правду показывают"


Дадли Смит
отправлено 02.04.15 19:05 # 33


Жаль, что нельзя было и войну выиграть, и всех этих ублюдков европейских от Гитлера не спасать при этом


велосипый
отправлено 02.04.15 19:20 # 34


Кому: Info, #23

> Элементарно. Это-ж женщина. Возраст скрывает ))

Сложно скрыть свой возраст когда изаестна твоя страница в соцсетях!


Русский Оккупант
отправлено 02.04.15 19:28 # 35


Какую, сука, просрали страну (с).


samandula
отправлено 02.04.15 19:28 # 36


Очень похоже на бред В Суворова .Зачем?


Medicina69
отправлено 02.04.15 19:28 # 37


Кому: TomSawyer, #32

Будь по- твоему,не самая, но гордиться им один хрен нечем.
В Гродно на центральном рынке, в начале 90-х, общался с ними, цыгане- лучше!)


Lorf
отправлено 02.04.15 19:35 # 38


несолько не по теме, но интересно
книжка Чхеизде А.А. "Записки дунайского разведчика"
http://militera.lib.ru/memo/russian/chheidze/index.html

Книга написана инвалидом. Рекомендую ознакомиться.


TomSawyer
отправлено 02.04.15 19:35 # 39


Как всегда, без ужасов не интересно.
Берешь реальный факт (существование спец. учреждения для реабилитации инвалидов войны) и трактуешь в угоду своему извращенному сознанию - что мол для того, что "с глаз долой", и что "Гулаг для инвалидов".
Брат деда был в таком учреждении - переучивался с танкиста на тракториста. Регулярно в город ходил, когда сделали протезы - то и на танцы. Год был там, потом нашелся брат, перехал к нему.

Не знаю кто хуже - те, кто брешут, или те кто верят.


Алехандро
отправлено 02.04.15 19:35 # 40


Что вы взъелись на поляков? Вы статью до конца дочитали?

> И разве виноват мой приятель, польский публицист, собравший все эти страшилки, если не в польской, американской или ещё какой, а именно в русской Википедии говорится: «Валаам – лагерь инвалидов Второй мировой войны, куда после Второй мировой войны в 1950–1984 годы свозили инвалидов войны». Там же есть ссылка на статью «Как в СССР уничтожали инвалидов войны»

Брехню породили наши же, тот же Кузнецов со своей Валаамской тетрадью, а что поляки или кто угодно дальше понесли - дело второе, я считаю. Сванидзизм головного мозга надо устранять внутри.


Wicked Horse
отправлено 02.04.15 19:44 # 41


Надо это в Минкульт направить для упреждения. А то как бы очередной "творец" со сценарием, "основанным на реальных событиях" не заявился за бюджетом на "правдивое кино".


Beytix
отправлено 02.04.15 19:44 # 42


На придумывали всякое, так ещё "тварьцы" всякие, преступления фашистов приписывают Советским бойцам, и фильмы про это снимают.


Hromoi
отправлено 02.04.15 19:58 # 43


Кому: ДобрыйКедр, #30

> Беда поляков в том, что мы для них исторический враг. А они для нас пустырь между Белоруссией и Германией.
>

Вот за то и не любят. Как через проходной двор, ходим каждое столетие туда сюда.

По теме. Авторы мифа воспринимают инвалидов, уж совсем как немощных. Наша сборная по слэдж хоккею, как на подбор ветераны горячих точек. Таких насильно в интернате не удержишь.
Так же подозреваю, что регулярные победы наших параолимпийцев говорит о богатой истории реабилитации инвалидов ещё со времён СССР.


Andrew3000
отправлено 02.04.15 20:27 # 44


Директора первой своей школы из фронтовиков помню, с одной рукой, с палочкой. Инвалид? Да ни у кого из сорванцов, бегавших по нашим коридорам, язык бы не повернулся так сказать, даже мысль такая в голову не заходила. К деду на слеты бывших партизан в сентябре съезжались и без рук, и без ног, и всяко покалеченные боевые товарищи, никто их никуда против их воли не паковал. Про валаамский интернат говорили, что туда определяли тех, кто с тяжелыми травмами в жизни себе место не сумел отыскать или семьи не хотел обременять, просто такой выбор сами делали. А инвалиды моральные в этой истории те, кто вот эту всю ложь сочиняет и людям в уши льет.


teddybear
отправлено 02.04.15 21:02 # 45


Неоднократно слышал этот мерзский миф от окружающих. Насколько же мощная русофобская пропаганда.


Medicina69
отправлено 02.04.15 21:22 # 46


От города где я проживаю, до Валаамского архипелага- 30 км по воде. В хорошую погоду с городского пляжа купола видны, даже без бинокля. Бывал там неоднократно. С уверенностью могу сказать, что микроклимат там, будьте любезны. Кабы будучи инвалидом, при трёхразовом питании, да медицинском уходе, да святая обитель вокруг, лучше места не придумать. Хочешь молись, хочешь послушниц за щиколотки мацай. Место силы там, конкретное. Кому- то там благо, а кто- то после посещения ни в
жизнь туда больше не поедет. Ближайший к нам город Сортавала, до революции назывался Сердоболь.
ВВП на Валааме раз в год с Патриархом что- то " перетирают ".
Поэтому, что там этот поляк написал, срать я хотел. Пусть приезжает, и посмотрит своими рогами.
Захоронение венгров и поляков, воевавших на стороне фашиков, в 500 метрах от моего дома.Видать распустили их там, а может от чумки умерли ))


Simba
отправлено 02.04.15 21:47 # 47


Кому: Мишган, #14

> Боже, как же я страстно желаю, чтобы пОляков рано или поздно когда-нибудь кто-нибудь все-таки вырезал бы уже, наконец!

Поляк этот ссылается на русскую Википедию, опус Кузнецова и мнение "правозащитников"


alien_27181
отправлено 02.04.15 21:47 # 48


Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.


Ас по фамилии Пушкин знал, о чем писал. И ублюдки, которые разрушают память об истории нашей страны, тоже отлично понимают, что делают.


calvados1967
отправлено 02.04.15 21:47 # 49


С каждым годом все яснее, что нужна общественная государственная организация, в которую можно было бы направлять жалобы на содержание статей в Википедии. Хорошо бы, чтобы у статей был известен конкретный автор и против него можно было бы возбудить дело о клевете.

Вообще, какое нужно иметь извращенное сознание, чтобы организацию домов инвалидов выдать за что-то плохое??? Спиваться и попрошайничать у вокзалов, замерзать на улице по пьяной лавочке - это лучшая судьба?

Наконец, откуда взялась мысль, что Валаам - это что-то плохое? В той же самой Википедии читаем в разделе климат Валаама: "Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке".


aivazovski
отправлено 02.04.15 21:47 # 50


Вообще что то подобное было, но даже близко не в том виде...
Бабушка рассказывала, что в Оренбурге, где она росла ребенком, был военный госпиталь. Большая часть выписанных, разлеталась либо обратно на фронт, либо домой, но была часть которая оседала в городе. Инвалиды без рук, без ног, одноглазые, перемотанные бинтами. Они ходили толпами вокруг вокзала и других общественных мест сшибали денег на водку, ругались и дрались. Ночевали непонятно где. У многих из них были боевые награды.
Бабушка говорила, что оставались они, потому что боялись вернуться домой. Мол уходил красавец мужчина, а вернулся инвалид, обуза. Не знали как их примут дома, а у многих и дома не осталось, ни семьи ни родных.
Люди их жалели и всегда подавали. Власти с ними боролись, но не так как в этих сказках... Бабушка рассказывала, что специальные люди ходили и уговаривали их вернуться к нормальной жизни, домой и пытались куда то пристроить.
Особо упорных ловили с милицией, пару раз это происходило у бабушки на глазах. Но опять же это не было грубо или жестоко. Милиция старалась действовать по доброму, с должным уважением.
Запомнился один случай который она видела: безногий инвалид на доске с колесиками бодро драпал от 2х милиционеров, осыпая их на ходу бранью, а милиционеры, несколько смущенно, гнались за ним попутно уговаривая его одуматься. В итоге, хоть и не сразу, они его догнали, и как есть взяли под руки и понесли. Не переставая уговаривать "Ну, товарищ лейтенант, вы же офицер, как так можно? Мы вас кормить будем". А товарищ лейтенант, всю дорогу матерился и обещал им всевозможные кары. Было и грустно, и смешно.


Новый Сибирец
отправлено 02.04.15 21:57 # 51


Чего-то какая-то гнилая статейка. У меня двоюродный дед на войне лишился руки и ноги, по диагонали. Так ему, помимо увеличенной пенсии, проклятое Советское государство машину специальную каждые два года меняло (кто родился до 80-х годов, тот поймёт ценность личного авто в то время) и ещё на курорты всякие, минимум, дважды в год отправляло.


464617
отправлено 02.04.15 22:04 # 52


Очень похоже, что полякам тексты пишет резун-"суворов". То, что там не хотят предметно разбираться в сути - не удивляет: главное - набросить на вентилятор.


Alexander F.
отправлено 02.04.15 22:35 # 53


Видимо инвалиды, жившие в Иркутске, не знали, что их, оказывается, собрали всех и на черных воронках со свистом умчали в неведомые дали. Потому что я на них в детстве, в пятидесятые годы, насмотрелся.

ПС. Автор тоже не удержался от легкой антисоветчины;

> В ту пору [(60-ые годы)], да и позже, «колбаску» только в Ленинграде да Москве можно было свободно купить.

Опять же, жил в Иркутске и проблем с покупкой колбасы мы не испытывали никаких. Проблемы появились, но в 80-ые годы.


Scorpio
отправлено 02.04.15 22:57 # 54


В деревне жило порядочно инвалидов ВОВ и ими гордились и они гордились, что защищали Родину. Большинство просто имели хозяйство как и все вокруг. Были безногии и безрукие. Обычно им помогали пионеры, хотя они особенно об этом и не просили. Давали машины, было куча льгот и поговаривали об больших пенсиях.


Хазарин
отправлено 02.04.15 23:06 # 55


В нашей школе (80-е гг) была очень крепко поставлена тимуровская работа, всех ветеранов своего района мы знали поименно, а уж инвалидов тем более. Городок был небольшой и в большинстве своем индивидуальной застройки, наколоть дров, вскопать огород и пр. даже и не воспринималось как обязаловка, а как наряд в армии, сегодня наш класс, завтра другой. Здоровым, но ленивым до учебы парням оно было даже в радость т.к. при сезонных работах (посадка/уборка картошки) это день давался как неучебный.


dead_Mazay
отправлено 02.04.15 23:33 # 56


На самом деле Аркадий Стругацкий немного попутал.
На барже, которую ко дну пустили, были не комсомолки-проститутки, а инвалиды, которых якобы на Валаам везли.
Но в главном Аркадий прав.


Vest
отправлено 03.04.15 02:10 # 57


Спасибо за статью. С точки зрения верующих, лучше места для проживания инвалидов-воинов, за отечество пострадавших, не придумать. Монастыри - намоленные места, даже в советское время это понималось и воспринималось проживающими там, думаю, положительно. И поблагодарить еще надо того, кто в монастырях решил устроить дома ветеранов-инвалидов. Как народ после войны жил, всем же понятно. И то, что инвалиды просились туда, и то, что государство позаботилось о них таким образом, - это очень правильно и хорошо. Помнится, годах в 80-х появились в журналах рисунки одного художника с ветеранами войны, проживающими на Валааме, с тех рисунков и пошло-поехало... сейчас понимаешь, что все было правильно, людям надо было помочь достойно где-то дожить, получая уход и помощь, ведь квартирный вопрос у нас в стране всегда стоял остро, семьи тоже не идеальные у большинства, а тут инвалид. Вспомнился фильм "Рабочий поселок", там тоже инвалид, слепой фронтовик спивался, в основном от одиночества... А в монастырях они были вместе и с персоналом. Так что, нечего паниковать и нагнетать истерию. Сейчас бы так государство заботилось об инвалидах. Смотрел фильм про инвалидов детства, современный, "Антон тут рядом", там психоневрологический диспансер забит просто под завязку, никаких прогулок фактически, комнаты битком забиты. Да они бы на остров с удовольствием, на природу и простор! Видел также на Валааме могилы инвалидов, сейчас всегда там люди, цветы носят, и молебны заказывают, и имена их пишут на помин души, подают в алтарь, и монахи там за них. Так что еще надо понимать это как божественный промысл. Вечная им память.


RedAlex
отправлено 03.04.15 04:00 # 58


Создание человеческих условий, для жизни инвалида воспринимается как страшный удар по свободе? Просит милостыню, это хорошо, а спит в нормальной кровати, это плохо? Вероятно когда происходили задержания вместо "инвалидов" были мошенники.


Восток 1
отправлено 03.04.15 05:15 # 59


Кому: JaroldS, #20

> Спасибо, давно волновал этот вопрос.

Так же была неясность.


Nord
отправлено 03.04.15 08:11 # 60


Кому: yuri535, #28

> Кому: Робот Вертер, #18
>
> Это наши им подкинули. Они сами никогда бы ничего подобного не придумали.
>

К сожалению, иные граждане России - первые мастера в этом деле.

Пытаешься что-то доказать - а тебе в ответ: "А вон что у вас в фильмах показывают".

Не только Валаам возьмём. Когда ударенным в голову говоришь про то, что "изнасилованная Германия" - это пропагандистский миф, в ответ: "Да даже в сериале "Диверсант"герои говорят: "Будем в ихнем Берлине немочек топтать".


Джина
отправлено 03.04.15 09:27 # 61


Извиняюсь за оффтоп, камрады, но не могу не поделиться. Вчера с коллегами засмотрела "Битву за Севастополь". Отечественно-украинский синематограф взял новую высоту! Если в "Сталинграде" было "Они сражались за Люсю" (или Таню, не помню уже), то тут - еще круче: "Люда сражалась за мужиков".


Matyshka
отправлено 03.04.15 09:27 # 62


Кому: Дадли Смит, #33

Все чаще эта же мысль в голову приходит, к сожалению. До чего же коротка оказалась память у народа Европы. И как же отвратительны такие вот выходки бывших "братьев по соцлагерю"... Сколько лицемерия тогда и сколько же ненависти сейчас.


Matyshka
отправлено 03.04.15 09:27 # 63


Кому: Vest, #57

Да всю историю России были богадельни для воинов-инвалидов. Для солдат. При монастырях. Потому что сильно покалеченный человек не только сам себе на хлеб заработать не может, так еще иногда и умыться толком... Это же очевидные вещи.
Но надо же всё с ног на голову перевернуть. Что не сделаешь, чтобы нагадить на голову русскому народу. Надо же максимально расстараться, чтобы показать звериную сущность русских недочеловеков.
Временами только усмехнешься горько, читая очередной "высер" зоорусофоба или русофобки.


cheshirski
отправлено 03.04.15 09:27 # 64


С выдержками из тетради Кузнецова с рисунками давно ознакомился, и как-то не по себе стало тогда. Но к теме больше не возвращался. А тут ситуация более или менее прояснилась.


naxom
отправлено 03.04.15 09:46 # 65


Я так думаю, у поляков тоже были пострадавшие от войны. Неплохо бы задать вопрос упомянутому "другу по переписке", а как у них обстоял этот вопрос. И как он решался. Ну, чисто сравнить.


Папа МИШКА
отправлено 03.04.15 10:22 # 66


Кому: RedAlex, #58

Камрад! Тут есть нюанс. Контуженные либеральной пропагандой предполагают на Валааме не медучреждение по реабилитации и уходу за инвалидами, а нечто сродни фашистским Освенциму или Дахау!

Поэтому им сам рассказ о том, что: "да.! Были интернаты. И вот как там жили!" обеспечит разрыв шаблона и уход в глухую несознанку:"неверю, вы все врете!"


Медведь
отправлено 03.04.15 10:35 # 67


Кому: naxom, #65

> Я так думаю, у поляков тоже были пострадавшие от войны. Неплохо бы задать вопрос упомянутому "другу по переписке", а как у них обстоял этот вопрос. И как он решался. Ну, чисто сравнить.

А Главный и говорил: не переубеждай - задавай вопросы.


Sweet Death
отправлено 03.04.15 10:50 # 68


Разрешите предложить вниманию контингента имхо отличный выпуск нейромира на тему "духовных скреп", развалов держав и "что делать"
https://youtu.be/Y3SFNqSrebU
Любители метафизики также найдут знакомые буквы.


Дадли Смит
отправлено 03.04.15 11:11 # 69


Кому: Джина, #61

> Вчера с коллегами засмотрела "Битву за Севастополь". Отечественно-украинский синематограф взял новую высоту! Если в "Сталинграде" было "Они сражались за Люсю" (или Таню, не помню уже), то тут - еще круче: "Люда сражалась за мужиков".
>

Не совсем понятно, как можно было сделать такой вывод. Мужики в фильме, как и в жизни учат Люду стрелять, воюют рядом с ней, несколько раз спасают, положив свои жизни. То, что она немчиков больше грохнула - она снайпер, работа у нее такая, для которой ее советская власть и готовила

Фильм хороший, не шедевр, но хороший. больше драма, чем военный фильм. Экшн слабее чем в Брестской Крепости, но остальное хорошо


SpiritOfTheNight
отправлено 03.04.15 11:43 # 70


Кому: Цитата, #1

Отлично! Распространю


Kulmannnn
отправлено 03.04.15 11:48 # 71


А мне вот просто интересно, а куда ещё инвалиду податься как не в богадельню? Вот какие варианты если семьи нет?


SpiritOfTheNight
отправлено 03.04.15 11:49 # 72


Кому: Kulmannnn, #71

Как куда? В личный выделенный государством дом со штатом прислуги. Ло-ги-ка!


yuri535
отправлено 03.04.15 12:08 # 73


Кому: Matyshka, #62

> И как же отвратительны такие вот выходки бывших "братьев по соцлагерю"...

Просоветских поляков уже давно выгнали со всех должностей. У них там чистки были. Так что все так как и должно быть.

> Сколько лицемерия тогда и сколько же ненависти сейчас.

Тогда другие люди были у руля, коммунисты, сейчас другие.


Павловна
отправлено 03.04.15 14:11 # 74


>Помнится, годах в 80-х появились в журналах рисунки одного художника с ветеранами войны, проживающими на Валааме, с тех рисунков и пошло-поехало

Добров фамилия этого художника. Он эти портреты писал к 40 летию Победы. Я была на выставке. Это нужно видеть, хоть это и до невозможности тяжело. Вот тут портреты

http://fishki.net/anti/101319-avtografy-vojny-russkij-hudozhnik-gennadij-dobrov-23-foto.html

если ссылку не пропустят, погуглите "автографы войны" Геннадия Доброва.


conduit
отправлено 03.04.15 18:56 # 75


Подвиг Маресьева, его несгибаемую волю и желание бить немцев, любой правозащеканец перевернет в :"Кровавая гэбня заставляла инвалидов под страхом смерти летать на самолетах".


Vest
отправлено 04.04.15 01:26 # 76


Кому: Павловна, #74

Спасибо, хорошие работы. Спасибо и художнику за то, что запечатлел эту метку войны. Изображенные не выглядят неухоженными, не выглядят и подневольными. В некоторых лицах есть тоска и внутренний взгляд в себя , это самое сильное...


Info
отправлено 04.04.15 12:57 # 77


Кому: велосипый, #34

> когда изаестна твоя страница в соцсетях!

Врёт. Я могу страницу "Велосипого" завести:)
Со статусом: "Велосипедить ногами - не велосипеть душой"!!!


Ponik
отправлено 04.04.15 16:05 # 78


Мне до слез стыдно что мой прадед был поляк..


Ponik
отправлено 04.04.15 17:09 # 79


Кому: Дадли Смит, #69

> Вчера с коллегами засмотрела "Битву за Севастополь". Отечественно-украинский синематограф взял новую высоту! Если в "Сталинграде" было "Они сражались за Люсю" (или Таню, не помню уже), то тут - еще круче: "Люда сражалась за мужиков".
>

>Не совсем понятно, как можно было сделать такой вывод. Мужики в фильме, как и в жизни учат Люду стрелять, воюют рядом с ней, несколько раз спасают, положив свои жизни. То, что она немчиков больше грохнула - она снайпер, работа у нее такая, для которой ее советская власть и готовила

Фильм хороший, не шедевр, но хороший. больше драма, чем военный фильм. Экшн слабее чем в Брестской Крепости, но остальное хорошо

Камрады, дайте цЫнк на нормальное качество, засмотреть данный шедевр желание имею я.
60


ПКБ
отправлено 05.04.15 00:24 # 80


А что поляки?
В первую очередь это пишут из России.
А поляк не обязан разбираться что из России приходит. Приходит вот такое говно, вот и перепевают это.
Вы сами посмотрите, почти все говнище о России придумывается и распространяется из России же. Вот таже "Рашка" изобретение "русских" националистов.
Если человек сам себя не уважает и сам же себя чморит, другие его и подавно уважать не будут.


Soberian
отправлено 09.04.15 14:40 # 81


Кому: Ponik, #78

> Мне до слез стыдно что мой прадед был поляк..

Глупость и подлость не имеют национальности. Чем так провинился прадед, с которым ты даже не знаком?
Я периодически гостил у своего дядьки, который освобождал от нацистов Польшу. У него к полякам претензий не было.



cтраницы: 1 всего: 81



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк