Олег Соколов о битве при Фонтенуа

14.06.17 15:07 | Goblin | 55 комментариев

История

01:19:00 | 278725 просмотров | текст | аудиоверсия | скачать

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 55

ThinFlash
отправлено 14.06.17 15:35 # 1


В команде ведущих неожиданная замена?


DANAEZ
отправлено 14.06.17 15:55 # 2


Только вчера думал об очередной серии Олегом Валерьевичем,тупичок- мечты сбываются.


Argut
отправлено 14.06.17 16:13 # 3


Олег Валерьевич замечательный рассказчик. Спасибо Вам, Дмитрий Юрьевич, за то что познакомили нас с ним! Этот рассказ ещё не послушал, послушаю с радостью. И кстати, сериала про Наполеона будет продолжаться, я надеюсь?


Ivanhoe_1976
отправлено 14.06.17 17:37 # 4


Эта та самая битва, в которой принимал участие д-р Смоллет из "Острова сокровищ". Ура, приятный вечер в обществе Олега Валерьевича обеспечен. С удовольствием послушаем.


Дмитрий Чернышевский
отправлено 14.06.17 17:37 # 5


Великолепно! Соколов превосходно рассказывает о войне в XVIII веке - какой мы её не знали и к какой совершенно не привыкли. Спасибо!


execute11
отправлено 14.06.17 17:37 # 6


Отлично! Вечер удался! Спасибо!


Ajaj
отправлено 14.06.17 17:40 # 7


[завистливо]
Кому-то очень повезло с преподом по истории в универе


bishop61RUS
отправлено 14.06.17 18:14 # 8


Даже масштабные сражения обилием условностей могли напоминать дуэль. Встреча двух армий в 1745 году хорошо иллюстрирует природу боя в эпоху долгого оружейного застоя. Эта была одна из тех мелких войн, которые вели между собой Англия и Франция, каждая во главе пестрой компании союзников. Французскому командующему Морицу Саксонскому приходилось в свое время сражаться и против Франции. Предводителем англичан с их ганноверскими и голландскими союзниками был герцог Камберленд, сын короля Георга II, уже опытный полководец в свои двадцать два года.
Противники встретились во Фландрии, чье расположение и особенности топографии давно превратили ее в удобное место для битв. Мориц сделал первый ход, неспешно осадив укрепленный город Турнэ. Камберленд собрал войско и двинулся выручать город. Обе армии, примерно по 50 тысяч человек с каждой стороны, сошлись 11 мая неподалеку от деревни Фонтенуа.
Из Парижа прибыл Людовик XV, пожелавший присутствовать при сражении. Его сопровождал наследник и группа избранных придворных. Облаченный в золотые кружева, король с удовольствием обозревал свои блестящие войска. Людовик обожал полковое братство, все эти ночевки на сеновалах и непристойные анекдоты вокруг костра в ночь перед битвой. Много значил и тот факт, что впервые со времен Столетней войны, закончившейся триста лет назад, на поле боя одновременно присутствовали представители королевских фамилий и Англии, и Франции. На следующее утро король и его свита заняли позицию на холме, откуда им должно было быть хорошо видно действие. Некоторые придворные взобрались на деревья, чтобы видеть лучше.
К оборонительной позиции Морица Саксонского подошел строем дисциплинированный отряд английских пехотинцев, вооруженных мушкетами, которые сами по себе уже были символом крайне медленного прогресса пороховых технологий. Мушкет «Смуглая Бесс», принятый на вооружение английской пехоты в 1703 году, представлял собой гладкоствольное ружье несколько меньшего размера, чем старый испанский мушкет. Главной особенностью «Смуглой Бесс» было то, что ей не был нужен тлеющий фитиль, чтобы поджечь пороховой заряд. С момента появления стрелкового оружия на поле боя в XVI веке необходимость иметь с собой живой источник огня была его главным недостатком. Колесцовые замки показали, что существуют и другие возможности. Новым словом стал кремневый замок.
Чтобы выстрелить из кремневого ружья, солдат взводил большим пальцем рычаг, преодолевая сопротивление мощной пружины. Рычаг заканчивался зажимом, в котором был закреплен заостренный кусочек кремня. Маленькая полка с порохом, расположенная рядом с запальным отверстием, была закрыта стальной крышкой, совмещенной с огнивом. При нажатии на спусковой крючок пружина толкала кремень вперед. Когда он ударялся об огниво, крышка полки открывалась, искры осыпали порох, пламя сквозь запальное отверстие поджигало заряд в стволе. Эта система, упростившая стрельбу, появилась еще в начале XVII века, а к концу столетия фитильный замок окончательно вышел из употребления.
Вдобавок к кремневому замку «Смуглая Бесс» была снабжена штыком, выполнявшим ту же роль, что и колющее оружие в средневековых битвах: холодное оружие, прикрепленное под дулом мушкета, помогало пехотинцам защититься от кавалерийской атаки и самим атаковать после того, как они дали залп.
«Смуглая Бесс» была специально разработана для высокого темпа стрельбы. Канал ее ствола был чуть шире, чем пуля калибра 0,71 дюйма, так что последняя легко закатывалась в ствол. Заряжение было быстрым — обученный мушкетер мог сделать выстрел каждые двенадцать секунд. Выдержать пять вражеских залпов в минуту с расстояния меньше ста ярдов было настоящим испытанием.
И все же «Смуглая Бесс» оставалась неточным и неповоротливым оружием. Тем не менее с небольшими модификациями это ружье оставалось на вооружении целых 140 лет, что само по себе красноречиво свидетельствует о медленном развитии огнестрельных технологий в ту эпоху.
Взяв свои мушкеты на плечо, англичане завершили переход через лощину и, словно на параде, под барабанный бой и пение флейт, с развевающимися полковыми знаменами поднялись на равнину, на которой и должна была разыграться битва. Им противостояли шесть батальонов французской и швейцарской пехоты. Всего шестьдесят футов разделяли французов в светло-голубых мундирах и англичан — в красных. Английские офицеры отдали врагу честь и раскланялись. Французы ответили тем же. От английских рядов отделился капитан, навстречу ему вышел французский лейтенант. Угостив врага из карманной фляжки, англичанин самым вежливым образом предложил ему стрелять первым. Француз со всей возможной учтивостью отклонил лестное предложение. Наблюдая за этими галантностями, более уместными не в битве, а на дуэли, вельможные зрители на холме достигли, должно быть, высшей степени волнения.
Промедление в подобных обстоятельствах — ужасная вещь. Французские солдаты, потеряв терпение, сделали несколько выстрелов по соблазнительной цели. Однако разрозненные выстрелы не поколебали английские порядки. Англичане двинулись навстречу французам и, подойдя на тридцать футов, вскинули мушкеты и дали смертоносный залп. Французский офицер, минуту назад обменивавшийся любезностями с противником, был убит наповал.
Залп скосил еще 50 офицеров и 760 рядовых. Французы дрогнули, запаниковали и — обратились в бегство. «Тут дела наши пошли не вполне хорошо», — описывает этот момент битвы официальная французская депеша.
Но Мориц Саксонский не пал духом. Английский авангард захватил центр поля, однако оторвался от основной части своих сил. Мориц сомкнул ряды и послал в атаку одну за другой восемь волн кавалерии. После чего настало время его излюбленного приема — массированной пехотной атаки. Поскольку англичане были отрезаны от подкреплений, битва, согласно тому же официальному отчету, «была решена в десять минут».
Как только кончилось сражение, галантность снова незамедлительно вступила в свои права. Французские хирурги ухаживали за ранеными англичанами столь же заботливо, как и за своими соотечественниками. Пленных отпустили под честное слово, погибших похоронили с воинскими почестями. Камберленд направил Людовику письмо с благодарностью за учтивость и подписался «Ваш любящий друг».
Но учтивость не могла скрыть того факта, что произошла настоящая бойня. Более пяти тысяч человек были убиты, еще десять тысяч ранены. Поддавшись сентиментальному порыву, обычно сдержанный Людовик отправился осматривать поле битвы. Он взял с собой сына-подростка и показал ему тела погибших, многие из которых были чудовищно изуродованы. «Видите теперь, — обратился его величество к дофину, — какова цена виктории?»

Келли Джек - Порох. От алхимии до артиллерии: история вещества, которое изменило мир


DoctorGrey
отправлено 14.06.17 18:25 # 9


Галстук с орифламой - отличный!
Сейчас будем посмотреть.


Ларф
отправлено 14.06.17 19:44 # 10


Как всегда безумно интересно и познавательно. Большое спасибо. А можно добавить где сбор средств на лекции Олега Соколова. Хотелось бы видеть его почаще. Было бы интересно послушать и про другие битвы XVIII в.


HoffmanV
отправлено 14.06.17 19:44 # 11


Как всегда прекрасен. Клубни у предков были железобетонные, стоять в 50 метрах под дулами ружей и пушек.


микроэлектронщик
отправлено 14.06.17 19:45 # 12


Это я удачно с работы домой пришёл, вовремя!


Stary Olsa
отправлено 14.06.17 19:45 # 13


Олег Валерьевич великолепен! Только сегодня решил дослушать предыдущие ролики, и тут на тебе такое совпадение! Просто клад! Такой Специалист в наших палестинах! Пир для ума. Вращая глазами и плюясь в лица, не устаю рекомендовать всем друзьям и знакомым! Матери и отцу! Жене и любовнице! Завидую тем, кто ещё не прослушал.


Vladimir_I
отправлено 14.06.17 19:45 # 14


Да, времена интересные: базис уже во многом капиталистический, а надстройка еще феодальная. Отсюда, видимо, такие рыцарские понятия о ведении войны.


Игорь Ивкин
отправлено 14.06.17 19:45 # 15


Кому: Ivanhoe_1976, #4

> Эта та самая битва, в которой принимал участие д-р Смоллет из "Острова сокровищ"

Х-м-м... Д-р (доктор) это Ливси. А Смоллет был капитан.


Atrides
отправлено 14.06.17 19:45 # 16


Олег Валериевич говорит о том, что в 18 веке войны были не жестокими и не кровавыми. И война за Австрийское наследство судя по потерям такой и была.
Но вот Семилетняя война была очень кровопролитной. Читал о том, что только солдат погибло более 600000. И мирных жителей больше миллиона. Это кровопролитней чем многие войны антинаполеоновских коалиций.


DoctorGrey
отправлено 14.06.17 19:59 # 17


Как всегда отлично! А графическое сопровождение в этот раз особенно хорошо. В изометрии всё как на ладони и всё понятно.


Michail_B
отправлено 14.06.17 20:21 # 18


Уффф....огонь!
Час с лишним пролетел незаметно.


Catalyst
отправлено 14.06.17 20:29 # 19


Очень интересно! Спасибо! Вопрос - а крымская война и балканские войны по своему настрою на что больше походили на эпоху наполеон или уже на 20 век?


Макей
отправлено 14.06.17 20:51 # 20


Посмотрел и поклонился монитору.


Фукинагаси
отправлено 14.06.17 21:13 # 21


Олег Валерьевич спасибо огромное! Каждая лекция - праздник души.


Дмитрий Чернышевский
отправлено 14.06.17 21:33 # 22


Кому: Atrides, #16

Апшеронский полк получил красные обшлага на мундиры "за Франфорскую баталию" (Кунерсдорф) в знак того, что стоял по колено в крови (в буквальном смысле). Особой галантности в войне русских с пруссаками я не припоминаю - хотя и ничего похожего на ожесточение хотя бы периода ПМВ так же не было.


Barca
отправлено 14.06.17 22:17 # 23


Эпичные картины рисовали парни!


toron
отправлено 14.06.17 22:17 # 24


А Клима Жукова куда дели?


Deus Ex
отправлено 14.06.17 23:11 # 25


наглядный материал, как обычно, выше всяких похвал. отличная история и отличный рассказчик.


Kycm
отправлено 15.06.17 00:33 # 26


Как всегда, здорово, спасибо за гостя, гениальным полководцам - гениальных историков!


Schneider
отправлено 15.06.17 01:48 # 27


Ещё высадиться в Англии хотели (1744) и французы с англичанами в Америке некисло так резались (1744-1748 - война между Англией и Францией официально была объявлена только весной 1744 года). Хотя война в Америке той поры по меркам Европы - мелкие стычки.
ПС: А что за "Вольные роты Гассена"? Если это Compagnes franches la marine - то это вполне себе даже регулярные части из военно-морского ведомства.


Игорь Ивкин
отправлено 15.06.17 03:20 # 28


Кому: toron, #24

> > А Клима Жукова куда дели?

Клим Жуков - это когда про Наполеона.


amat22
отправлено 15.06.17 03:20 # 29


Долгих лет жизни профессору Соколову! Просто шикарно. Правда еще не слушал, но не сомневаюсь!


Schneider
отправлено 15.06.17 03:55 # 30


Кому: Argut, #3

> И кстати, сериала про Наполеона будет продолжаться, я надеюсь?

Кстати, вчера (14 июня), вроде, было две памятных даты: битвы при Маренго (1800) и при Фридланде (1807) из наполеоновской поры.


Цзен ГУргуров
отправлено 15.06.17 04:03 # 31


Докладчик ярый франкофил. Помнится, еще в 80-е годы он начнал реконструктором наплеоновских саперов гвардии. Повествует увлекательно.

По теме. Вольтер описывал поведение солдат в войнах того времен сильно иначе. Вообще "Кандид" - единственное, что можно читать у Вольтера сильно не напрягая себя воспринимать текст. Местами даже захватывающе. Опять же философ Панглос доставляет.

http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/kandid.txt


Schneider
отправлено 15.06.17 07:36 # 32


Кому: Дмитрий Чернышевский, #22

> Особой галантности в войне русских с пруссаками я не припоминаю

Сражения пруссаков с австрийцами также носили довольно ожесточенный характер: достаточно вспомнить Прагу-1757 и Торгау-1760.


Vladimir_I
отправлено 15.06.17 10:13 # 33


Не знаю, насколько Олег Валерьевич в теме, но с удовольствием послушал бы его рассказ о Великой Французской Революции.


technik
отправлено 15.06.17 10:57 # 34


Огромнейший респектище за отличную (как всегда) лекцию.


Atrides
отправлено 15.06.17 13:10 # 35


Кому: Дмитрий Чернышевский, #22

Там самые ожесточенные бои и насилия были между пруссаками и австрийцами.


URAS
отправлено 15.06.17 13:10 # 36


Олег Валерьевич удачно сочетает в себе отличного рассказчика и мегаспециалиста по истории. Смотреть и слушать сплошное удовольствие!


Скальф
отправлено 15.06.17 14:38 # 37


Кому: URAS, #36

> Смотреть и слушать сплошное удовольствие!

Присоединяюсь. Очень бы хотелось послушать докладчика о 16-17 веках и о восстании (сражениях) якобитов в 1745 году.


Ануар
отправлено 15.06.17 14:38 # 38


Кому: микроэлектронщик, #12

Палка унтер-офицера и дисциплина творят удивительные дела!

Кому: Catalyst, #19

Похожа еще на наполеновские времена


pareyra
отправлено 15.06.17 16:01 # 39


Раньше думал что война в кружевах - это скорее вторая половина 17 века, а 18 век - уже более строгая форма.


Ph1L
отправлено 15.06.17 16:51 # 40


Вот таких историков надо на ТВ, а не Радзинских!


ПТУРщик
отправлено 15.06.17 17:34 # 41


Кому: Catalyst, #19

> Очень интересно! Спасибо! Вопрос - а крымская война и балканские войны по своему настрою на что больше походили на эпоху наполеон или уже на 20 век?
>

Крымская - похожа.
А вот балканские - уже нет: армии на основе всеобщей воинской повинности, совершенно другое оружие (магазинные винтовки с бездымным порохом, пулеметы, нарезная скорострельная артиллерия) - а следовательно, и тактика и прочее вплоть до авиации!


gorathff
отправлено 15.06.17 17:51 # 42


Очень интересно! Всегда ролики на одном дыхании проходят.
Ну и русские генералы французского происхождения изрядно доставили! Европа це Россия!


Blumentarn
отправлено 15.06.17 19:13 # 43


Спасибо Олегу Валерьевичу за интересное повествование!


Старый пират Пью
отправлено 16.06.17 10:02 # 44


Интересно при сильной дымности от выстрелов ветер в сторону противника давал преимущества одной из армий или нет?


Рогатнев
отправлено 16.06.17 12:34 # 45


Кому: Цзен ГУргуров, #31

> Помнится, еще в 80-е годы он начнал реконструктором наплеоновских саперов гвардии.

Бородатый ОВС? Серьезно?


Podvoh
отправлено 16.06.17 14:01 # 46


Огромное спасибо! Аудио запись скрасила путь Евпатория- Симферополь.


Игорь Ивкин
отправлено 16.06.17 15:34 # 47


Кому: ПТУРщик, #41

> А вот балканские - уже нет

Подозреваю, что комрад под термином "балканские" подразумевал Шипку и прочие славные деяния времён Скобелева и Александра II. Так что об авиации и пулемётах разговора ещё не было. :)


ПТУРщик
отправлено 16.06.17 17:46 # 48


Кому: Игорь Ивкин, #47

> А вот балканские - уже нет
>
> Подозреваю, что комрад под термином "балканские" подразумевал Шипку и прочие славные деяния времён Скобелева и Александра II. Так что об авиации и пулемётах разговора ещё не было. :)
>

ну так и война 1877-78 гг. уже ближе к ПМВ, чем в Наполеоновским - всеобщая воинская повинность, нарезные винтовки и артиллерия, рассыпной строй.


Цзен ГУргуров
отправлено 16.06.17 18:32 # 49


Кому: Рогатнев, #45

Нет. Предводитель имел мундир генерала или маршала. Точно не помню. Общались на французском. Основной состав команды изображал саперов гвардии в фартуках и при топорах. Общество Память называло их за подобную экипировку масонами. :-) Во времена были!!!


Игорь Ивкин
отправлено 17.06.17 00:12 # 50


Кому: ПТУРщик, #48

> ну так и война 1877-78 гг. уже ближе к ПМВ, чем в Наполеоновским - всеобщая воинская повинность, нарезные винтовки и артиллерия, рассыпной строй.

Так против этого я не возражаю. По жестокости сторон друг к другу (а именно это имел ввиду комрад, когда спрашивал про "настрой") войны на Балканах были даже ближе ко второй мировой, чем к первой.

Я возразил против "пулемёты-авиация".


Игорь Ивкин
отправлено 17.06.17 00:12 # 51


Кому: Старый пират Пью, #44

> Интересно при сильной дымности от выстрелов ветер в сторону противника давал преимущества одной из армий или нет?

Нихрена не давал. Во первых - ветер часто меняет направление. Во-вторых без разницы ты в дыму, или твой противник. Всё равно нихрена друг друга не видно.

Например на флоте есть такой приём - в случае "толстой северной лисички" ставим дымовую завесу и быстро удираем.

Что толку, что корабли противника стоят на "чистом месте"? Они всё равно видят только дым, а что внутри происходит и куда двигаются те, кто находится в дыму, они не видят.

Сейчас смотрю фильм с Расселом Кроу - "Хозяин морей". Там ситуация - английский корабль на относительно "чистом" месте, а французский в густом тумане. И что? Француз сманеврировал и неожиданно атаковал, пока англичане пялились в подзорные трубы на облако тумана, пытаясь там хоть что-то разглядеть.


tantal005
отправлено 17.06.17 13:43 # 52


Особенно хочется отметить схемы и рисунки, прекрасно дополняют рассказ. Спасибо Олегу Валерьевичу и монтажерам видео.


eliaskld
отправлено 17.06.17 16:02 # 53


Что за книга у Олега Валерьевича?


Роман_ИС
отправлено 18.06.17 20:57 # 54


Как не вспомнить момент из последнего "Фаефанв Тюльпана" ;)
https://www.youtube.com/watch?v=DxervvG7vP0


vinitary
отправлено 20.06.17 23:33 # 55


Олег Валерьевич, как часто генералов и адмиралов европейских армий и флотов отправляли на трибунал?
Из художественной литературы (Фористер, ОБраен, Корнуэл) я читал, что если военачальник не вступал в бой с противником, который незначительно превосходил его по силам, его вполне могли привлечь к трибуналу и расстрелять за трусость.
Есть такие примеры в истории?



cтраницы: 1 всего: 55



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк