Про русских

31.10.11 23:01 | Goblin | 211 комментариев »

История

Цитата:
Я думаю, что нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские: никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает более, чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову. Наибольшая их защита от непогоды — это войлок, который они выставляют против ветра и непогоды, а если пойдет снег, то воин отгребает его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов великого князя за исключением дворян, имеющих особые собственные запасы.

Однако такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и для своего коня на месяц или на два, что достойно удивления. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой, и пьет воду. Его конь ест зеленые ветки и т. п., стоит в открытом холодном поле без крова и все-таки работает и служит ему хорошо. Я спрашиваю вас, много ли нашлось бы среди наших хвастливых воинов таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы только месяц. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн.

...Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог соперничать с ними, а их соседи не имели бы покоя от них. Но я думаю, что не такова божья воля: я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы и позволяет малому ребенку управлять собою и вести себя на уздечке, несмотря на всю свою великую силу; а ведь если бы этот конь сознавал ее, то с ним не справился бы ни ребенок, ни взрослый человек.


(с) Ричард Ченслер, 1556 год

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 211, Goblin: 9

Собакевич
отправлено 03.11.11 08:22 # 201


Кому: Abrikosov, #132

> Зато ты великий эксперт по добыванию пропитания в заснеженных просторах для полумиллионного стада лошадей.
>
> Вообще-то пропитание татаро-монголами добывалось путём грабежа деревень и городов.

Если говорить о монгольских лошадях, то они находили зимой пропитание тебеневкой - раскапывали копытами снег и ели траву.


phalanx
отправлено 03.11.11 10:58 # 202


Кому: Собакевич, #201

> Если говорить о монгольских лошадях, то они находили зимой пропитание тебеневкой - раскапывали копытами снег и ели траву.

Это смотря сколько лошадей будет. Если 1-2, то найдут, а если 10-20 тысяч, то возникают очень большие проблемы в прокорме. Если Наполеон для снабжения (ориентируюсь на пост камрада Tumbu), проводил тщательные заготовительные и логистические мероприятия, и при этом рассчитывал на быстрое завершение войны, то вряд-ли Батый был дурнее Наполеона и обошёлся надеждой на то, что его кони выкопают траву из-под снега. Значит были сложные подготовительные работы, что подразумевает обширное и хорошо управляемое государство с собственным сельским хозяйством (фураж), ремеслами (обеспечение сельского хозяйства, транспорт), городами, где находится власть и т.д., либо завоевание было ограничено небольшими набегами, либо это была междоусобная война между местными татарами и местными русскими (раз уж по генетике они не отличаются). В общем непонятная ситуация.


Дикие танцы
отправлено 03.11.11 11:08 # 203


Кому: Собакевич, #201

> Если говорить о монгольских лошадях, то они находили зимой пропитание тебеневкой - раскапывали копытами снег и ели траву.

Это годно, только если лошадь не работает, или работа нерегулярная и лёгкая. Плохо катит в нестепных районах (где нет плотнокустовых злаков), совсем не катит в гололедицу, снежные зимы, в метель.


Собакевич
отправлено 03.11.11 12:44 # 204


Кому: phalanx, #202

> вряд-ли Батый был дурнее Наполеона и обошёлся надеждой на то, что его кони выкопают траву из-под снега.

Какой надеждой? Тебеневка - это сложившийся веками способ прокорма лошадей у кочевников

> Значит были сложные подготовительные работы, что подразумевает обширное и хорошо управляемое государство

Это да, было.

> с собственным сельским хозяйством (фураж),

Сельское хозяйство у монголов было в виде кочевого скотоводства. Про заготовку фуража у кочевников, что-то в литературе упоминаний не припомню

> ремеслами (обеспечение сельского хозяйства, транспорт),

И это было

> городами, где находится власть и т.д.,

Монголы были кочевники, из их городов в то время известен только Каракорум.


Собакевич
отправлено 03.11.11 12:49 # 205


Кому: Дикие танцы, #203

> совсем не катит в гололедицу, снежные зимы, в метель.

Да, это были действительно бедствия для кочевников


ни-кола
отправлено 03.11.11 19:54 # 206


Кому: Собакевич, #200

> В разные времена в разных странах было по-разному. Всем интересующимся рекомендую книгу: Ф.Бродель Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1 Структуры повседневности.

Заказал на Озоне недавно всё, что было. Штудирую. Хорош. Но первого тома нет.


Собакевич
отправлено 04.11.11 04:04 # 207


Кому: ни-кола, #206

> Заказал на Озоне недавно всё, что было. Штудирую. Хорош. Но первого тома нет.

Третий том я купил давно у букиниста, еще первое издание с картинками. Недавно в книжном лабазе взял 1-й и 2-й, правда они почему-то были в разных отделах, и 1-й продавщица долго искала.


Дикие танцы
отправлено 05.11.11 04:08 # 208


Кому: Собакевич, #205

> Да, это были действительно бедствия для кочевников

В те времена монголы были уже не совсем кочевники.


Собакевич
отправлено 05.11.11 05:16 # 209


Кому: Дикие танцы, #208

> В те времена монголы были уже не совсем кочевники.

Ученые выделяют разные типы кочевничества. Кроме того, в разных регионах хозяйство монголов различалось.


Иванов
отправлено 08.11.11 21:57 # 210


Кому: Гонzа, #106

> А за четыре года до этого - взяли Казань.
>
> Все это вопреки тирану!

Ты знал!!! Ты знал!!!


Серёга_из_Перова
отправлено 09.11.11 00:23 # 211


Кому: realaspid, #28

Камрад, извини за запоздалый ответ.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке.

http://obuk.ru/book/71073-anglijskie-puteshestvenniki-v-moskovskom-gosudarstve-v-xvi-veke.html



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 211



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк