Про скульптуру

05.01.10 00:35 | Onepamop | 128 комментариев »

Фотография

Пользуясь внезапно установившейся морозной и одновременно солнечной погодой, инспектировал зону отдыха «Терлецкая дубрава». Раньше, когда школу прогуливал, я там без спросу в пруду купался. А потом мчал домой. Проживал в домике, к постройке которого приложили руку немецкие военнопленные. С непарадной стороны домика имелась детская библиотека, где и перечитал практически всё, относящееся к военной тематике. И как-то, довольно случайным образом, попалась мне замурзанная книжица про почему-то ДЕВУШКУ, воспитывавшую собаку-подрывника. Названия напрочь не помню, помню — наличие такого метода ведения войны меня очень удивило, да и образ сурового воина-победителя слабо увязывался с девушкой. Для пионера моих лет книжка изобиловала всякими удивительными подробностями.

Сейчас на дворе зима, пруд замёрз, школу удалось умело закончить, тот «военнопленный» дом давно снесли, а вместо обильных последствий культурного отдыха москвичей и гостей столицы в зоне отдыха «Терлецкая дубрава» установлена, знаете ли, странная такая скульптура. «Военный инструктор с собакой» называется.

Официальные источники сообщают: «Открытие скульптуры «Военный инструктор с собакой» в одном из красивейших уголков востока столицы — Терлецкой дубраве — стало данью памяти нашим братьям меньшим, которые в годы Великой Отечественной войны вместе с бойцами на полях сражений с немецко-фашистскими захватчиками приближали день Победы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Не секрет, что Великая Отечественная на деле доказала эффективность применения служебных собак в военных целях. Достаточно вспомнить, что к началу войны на учете в клубах Осоавиахима их состояло свыше 40 тысяч, а к концу Великой Отечественной войны Советский Союз вышел на первое место в мире по использованию собак в военных целях. Только в период с 1939 по 1945 годы было создано 168 отдельных воинских частей, которые использовали собак. На различных фронтах действовали 69 отдельных взводов нартовых отрядов, 29 отдельных рот миноискателей, 13 отдельных специальных отрядов, 36 отдельных батальонов нартовых отрядов, 19 отдельных батальонов миноискателей и 2 отдельных спецполка. Кроме этого, периодически участвовали в боевых действиях 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Вот почему нет ничего удивительного в том, что скульптура «Военный инструктор с собакой» Салавата Щербакова появилась на территории зоны отдыха в Терлецкой дубраве в районе Ивановское. Почему именно здесь? Дело в том, что во время Великой Отечественной войны на территории Терлецкой дубравы располагался питомник служебного собаководства. Так что, вполне возможно, что многие из четвероногих — миноискатели, те, кто вывозил раненых с полей сражений, доставлял донесения с огневых точек — проходили обучение под руководством опытных кинологов именно здесь, в этом одном из красивейших уголков востока столицы, в зоне отдыха «Терлецкая дубрава».


Собаки-диверсанты

В начале 30х гг. в Красной Армии проводились разработки операций в глубоком тылу противника, в ходе которых важная роль отводилась диверсионным подразделениям, которые должны были дезорганизовать снабжение и управление. Наверное поэтому в конце декабря 1934 г. и начале января 1935 г. в районе Монино проводились испытания собак, обученных для диверсионной деятельности. По замыслу, собаки, сброшенные с парашютом в специально сконструированных коробах, должны были доставить взрывчатку, которая находилась в седлах на спине, к бензоцистернам, на полотно железной дороги или к самолетам противника. При этом четвероногие не были смертниками, поскольку механизм седла состоял из бойка с пружиной, воздействующего на капсюль, и механизма, воздействующего на шпильки, с помощью которых собака освобождалась от седла.

Первое испытание проводилось по самолетам на аэродроме: «две собаки породы немецкая овчарка, сброшенные с 300 метров, после раскрытия коробов уверенно пошли на цель. Альма немедленно сбросила седло рядом с целью, Арго не сумел сбросить из-за неисправности механизма». На следующий день, сброшенные с той же высоты две овчарки, преодолев 400 метров по глубокому снегу за 35 секунд, сбросили седла со взрывчаткой на железнодорожное полотно. При этом они проявляли высокую сообразительность: «у собаки Нелли после освобождения из короба седло упало на землю, но Нелли подхватила седло зубами и донесла до самолета».

Руководитель испытаний, заместитель начальника Штаба ВВС Красной Армии Лавров, в своем докладе, направленном 4 января 1935 г. М.Н.Тухачевскому, Я.И.Алкснису и А.И.Егорову писал:
«Проведенные испытания показали пригодность программы подготовки собак... для выполнения следующих актов диверсионного порядка в тылу противника:

  • подрывы отдельных участков железнодорожных мостов и железнодорожного полотна, разных сооружений, автобронетанковых средств и т.д.;
  • поджоги строений, складов, хранилищ жидких горючих веществ, нефтяных приисков, железнодорожных станций, штабов и правительственных учреждений;
  • отравлению при помощи сбрасывания устройств с отравляющими веществами водоемов; скота и местности, когда сама собака является источником заразы, возможное распространение эпидемий.

Полагал бы целесообразным... организовать в 1935 г. школу Особого Назначения, доведя количество подготовленных людей до 500, а собак до 1000-1200... В целях предварительной охраны наших объектов оборонного значения от диверсионных собак теперь же дать директивные указания приграничным военным округам уничтожать собак в любом месте их появления, особенно в районе аэродромов, складов, железнодорожных линий и бензохранилищ...».
Чуть позже, в конце марта 1935 г. на Научно-исследовательском Автобронетанковом полигоне в Кубинке прошли испытания собак — истребителей танков и приспособлений для защиты последних от действий четвероногих мин. В принципе, собака могла уцелеть: для подрыва танка использовалось вышеописанное седло, но в реальности (собака, как правило, заползала с взрывчаткой под танк) шанс на спасение был близок к нулю.

Результатом экспериментов по использованию собак стал доклад начальника Центральной школы связи Н.Н.Черепенина о необходимости создания специальной школы, которая готовила бы собак диверсантов и собак — истребителей танков, а также их вожатых.

С середины 30-х годов в СССР были начаты опыты по борьбе с танками с помощью собак. Мины были разработаны Центральной школой военного собаководства и впервые применены в 1939 году на Халхин-Голе. Собаку приучали стремительно бросаться под танк, причем с короткого расстояния, чтобы она быстро оказалась в «мертвой» зоне пулеметов танка. Во вьюк собаки закладывали противотанковую мину с 2—4 килограммами взрывчатого вещества и специальным взрывателем. Уже в июле 1941 года на фронт был отправлен первый батальон истребителей танков с использованием собак-подрывников. За ним последовало еще несколько. Успешное применение собак-подрывников явилось полной неожиданностью для противника. Немецкое командование издало специальную инструкцию по борьбе с собаками — истребителями танков.

На Ленинградском фронте в батальоне специального назначения, которым командовал майор П.А. Заводчиков, приучили собак со взрывчаткой в специальной сумке пробираться по проходам в колючей проволоке, которые немцы оставляли для перебежчиков с нашей стороны. Попав в расположение противника, собаки забегали в бункера, бросались на двери дзотов, блиндажей и других убежищ, где они чуяли людей. При этом взрыватели, вставленные во вьюки с толом, которые собаки несли на спине, задев за стенку или дверь, срабатывали и взрывали мину. Необходимые для таких мин специальные взрыватели были сконструированы в Ленинградском физико-техническом институте АН СССР под руководством доктора физико-математических наук Н.М. Рейнова.

В дальнейшем, в связи с увеличением в войсках количества противотанковой артиллерии, потребность в использовании служебных собак для уничтожения танков уменьшилась, число подразделений истребителей танков сокращалось, а в октябре 1943 года они были ликвидированы. Вместо них стали создавать роты минно-розыскной службы с использованием собак.


На службе в Красной Армии

В заметке Марии Барыковой удалось почерпнуть ещё больше удивительных данных. Не знаю, разбирается ли Мария Барыкова в собаках, но в военном деле разбирается точно, понимая и признавая несомненное советское краснознамённое варварство, до которого не доходили даже в немецкой армии. Также из текста ясно: Мария чётко представляет себе что такое немецкий танк, как именно танк действует на передовой и что нужно делать, дабы танк остановить, в штаны не навалить и в живых остаться. Одновременно. Ну да ладно, не про Марию речь. Лучше "следите за руками":

Первую и единственную в России Центральную школу военного собаководства «Красная звезда» создал в 1931 году генерал-майор Медведев. Уже к началу 1941 года эта школа готовила собак по 11 видам служб. В Зимнюю войну собаки даже мчались в бесполезные атаки на линии Маннергейма, везя лыжников-бойцов! Причем, использовались тогда далеко не только овчарки, но гончаки, лайки и дворняжки.

Конечно, все эти умения пригодились в Отечественной войне. Собаки действительно спасли немало жизней, вывозили с поля боя, обнаруживали мины, тянули под пулями кабель, несли донесения, проскакивая через минные поля и простреливаемые пространства… Но ни одна армия, кроме нашей, не посылала собак на верную смерть: под танки на фронте и под поезда в тылу. Недаром даже фашисты с завистью констатировали, что «нигде военные собаки не применялись столь эффективно, как в России». Да и бороться с ними было трудно; расположенные высоко танковые пулеметы их не доставали. В немецкой армии до такого варварства все-таки не дошли, хотя количество собак в гитлеровской армии насчитывалось значительно больше. Только на охране концлагерей было задействовано около 200 тысяч овчарок!

«Живые гранаты» были приняты на вооружение Красной Армией еще в 1935 году, через 9 лет после решении Реввоенсовета о такой программе. В боевых условиях на них закрепляли взрывное устройство (около 12 килограммов тротила) и выпускали навстречу вражеской технике так, чтобы мина взорвалась под относительно тонким днищем. Достигалось это тоже весьма жестоким способом: собаку приучали есть под днищем танка, а в бой пускали крайне голодной. Часто собаки пугались танков, путали их с советскими, взрывая своих. К концу 1942 года применение собак-подрывников танков практически прекратили, хотя готовили их в Советском союзе аж до 1996 года! Диверсионные же собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. Обычно их сбрасывали на парашютах, прикрепив на спину разъемный боевой вьюк, который они оставляли на железной дороге перед самым подходом поезда, и затем убегали. Для этого с боку вьюка, так чтобы собака могла дотянуться, крепилась деревянная палка, выдернув которую собака освобождалась от взрывчатки... Увы, триста немецких танков (63 только под Сталинградом) – не решающая для такой огромной войны цифра, а вот триста доверившихся и погубленных жизней, которым до сих пор нет даже памятника…


В общем, говоря, обломаю вам удовольствие от чтения этого воспламеняющего сознание коктейля и сообщу: памятник собакам-военнослужащим и инструкторам таких собак теперь есть. Стоит недалеко от моего дома. Собственно вопросов к памятнику возникло ровно три: товарищ младший сержант (один треугольник в петлице) награждён некой медалью. Медаль отдалённо похожа на медаль «За отвагу», но какая-то у медали колодка подозрительная. Или это вообще не то, об чём я подумал? За спиной у младшего сержанта легендарный ППШ. Длинноват, считаю. Ну и звезда на пряжке. Хотя такую пряжку видеть доводилось, люди знающие говорили, что у очень небольшого числа курсантов на начальном этапе войны такие всё же были. В любом случае — это всё мелочные придирки. А памятник хороший. Нужный и к месту.

А на сладкое вот вам что приготовил. Лично моё мнение — ад.


Про девичью команду

Елизавета Александровна Еранина (Самойлович) специально для журнала «Лев»

…Книжка, до дырок зачитанная в детстве в зауральском городе Кургане, и сейчас лежит передо мной на столе. Книжка «Девичья команда» семьдесят четвертого года издания. Наверное, мне было восемь, когда я прочла ее в первый раз. Теперь, через тридцать лет, предстояло встретиться с одной из ее героинь.

Мы беседовали долго. Говорили о Родине, подвигах, чести (так называлась военно-историческая серия книг для детей в «Воениздате"). Перебирали и переснимали цифровиком старые фото из двух альбомов. Елизавета Александровна Еранина, до замужества Самойлович, сержант той самой «девичьей команды» — 34 отдельного инженерного батальона миноразыскников и истребителей танков, была вначале немногословна. Сухо и по- военному сдержанно она начала свой рассказ. Я же назойливо требовала подробностей. Постепенно лед немногословия растаял и воспоминания украсились удивительными подробностями, придавшими рассказу трогательную достоверность. Словно это было вчера… Расстались мы очень тепло. Но прежде чем попрощаться с хозяевами, мы вместе с ними сели за накрытый стол. По предложению старшей хозяйки — сержанта Самойлович, подняли три тоста, по традиции, свято соблюдаемой военными собаководами: первый — за Победу! второй (не чокаясь) — за погибших. и третий — за наших рабочих, служебных собак!

Я была бойкой девчонкой. Спуску мальчишкам не давала. На родной Петроградской стороне, на Ропшинской улице прошло все мое детство. Мой папа был музыкантом, тапером. Очень любил собак. О чем может мечтать настоящая пионерка, любящая собак? Конечно, о немецкой овчарке. Немецкая овчарка — это предел мечтаний юного собаковода. Любимый старший брат подарил мне клубного щенка. Это было в 1936 году. Щенка я назвала Джульбарсом. Чепрачный немец, крупный, яркий он был удивительно талантливой и способной собакой. Нас, юных собаководов, в те годы в Ленинграде было много и к нам относились очень серьезно. Смотры, парады, всесоюзные съезды — нам с Джульбарсом везде удалось побывать, даже на страницах «Пионерской Правды». Наша ленинградская команда за несколько лет перед войной выиграла Всесоюзный смотр-соревнование. Вот, на фото, я — вторая справа. А первая — Риточка Меньшагина — наш командир отряда. Вот, мы дети еще — галстуки пионерские, знамена, барабаны. С Ритой бок о бок нас провела судьба по жизни. И провела, и хранила, но об этом потом. Дрессировали мы собак «повзрослому». Учителя были очень строгие. Растили собак для дела, не для забавы. Связная служба, следовая, «задержание», охрана…

В 1939 году тихо началась Финская война. Джульбарса мобилизовали. Но перед тем, как собаку призвали на фронт, мы переучивали его, готовили на заставу. Джулик должен был работать… молча, чтобы не выдать расположения наших. Пес мимикой, движением показывал, что обнаружил кого-то. Солдат, которому достался Джульбарс, писал мне домой благодарственные письма: «Чудо, что за собака! Спасибо тебе, Лиза, за Джульбарса». Знаю, что они имели несколько задержаний, правительственную награду, а потом… потом связь с ними прервалась и больше никогда ни о солдате, ни о собаке я ничего не слышала. Долго не верилось в худшее. И сейчас не хочется верить. За Джульбарса наш клуб премировал меня щенком, тоже овчаркой. Я его назвала Мигом. Миг был очень перспективной собакой, в племенном смысле — ценной. Мигуля, Мигуля! Мой самый верный, самый честный пес.

Грянул сорок первый. Мне — семнадцать. Сужалось кольцо блокады, исчезали из домов животные. Их съедали люди, обезумевшие от голода. За нами — мной и мамой ходили люди и умоляли: «Отдайте, продайте собаку. У нас дети умирают от голода!» Золотые горы предлагали, сервизы, шубы! Да и нам уже нечем было кормить Мига. Мига мы с мамой сдали в армию — отвезли в военный питомник, который располагался в Сосновке. Его начальником была Ольга Дмитриевна Кошкина — наша учительница, начальник Клуба и огромный авторитет в собаководстве. Это было осенью сорок первого. Потом — рыли окопы и противотанковые рвы, дежурили на крышах, гасили зажигалки и страшно, люто голодали.

Весной 42-го мне исполнилось 18. «Я иду на фронт добровольцем!» — заявила я старшим. — «Ты с ума сошла! Война — мужское дело!». Мама ругала, умоляла меня, а потом смирилась и благословила. «Иди и служи честно» — сказала она мне у дверей военкомата на улице Шамшина, на Петроградской стороне. Я только об одном просила военкома: «Хоть куда, лишь бы только были собаки!» И получила назначение в Сосновку! Считайте, рядом с домом. Хотя и фронт тоже был рядом с домом.

Первая, кого я увидела в части была Рита Меньшагина — моя самая близкая подруга по Клубу юного собаковода! «Лиза! Лиза! Твой Миг здесь! В вольере, пойдем, я отведу тебя к нему!» Это было такое счастье. Я рыдала, обняв собаку. А он скулил и вылизывал мне щеки. Командир части Петр Алексеевич Заводчиков, наш Батя незабвенный, приказал передать Мига мне. И что за чудо? В части стали собираться девчонки лет по 18-19. А командирами, старшинами были серьезные, взрослые мужики, фронтовики.

Мы — инструкторы-дрессировщики были младшим комсоставом — ефрейторами, сержантами. Учили девочек-ровесниц азам дрессировки. Нас самих командиры учили минному делу, учили очень сурово. Хотя, нет, не сурово — строго. Представляете, в разгар войны — сто девушек за забором?! Но Батя был не только строгим, он был отцом родным! На нас ни один солдатик не смел косо посмотреть, ни один офицер! Батя нас, как цыплят, под крылом караулил. С Заводчиковым никто бы и связываться не посмел.

Наша «девичья команда» — отдельный 34-й батальон, так и осталась девичьей командой. У нас в батальоне только одна девчонка в конце войны демобилизовалась по беременности. А остальные честь сберегли! Как вспомню — худющие, глазастые, блокадные девчонки. Все были такие изголодавшиеся! А пайка-то, хоть и побольше, чем на гражданке, но не очень-то и большая. Мы даже, стыдно говорить, у собак в первое время тайком конину вареную (дохлятину!) подворовывали. Плачешь, прощения у собаки просишь, а сама потихоньку отвернешься и съешь кусочек из миски. Потом, более-менее, отъелись. Обмундирование нам выдали мужское. Сапоги 41-43 размера, меньше не нашлось.

Один раз на занятиях по строевой мы сговорились и в шутку провернулись в сапогах на команду «Кругом!». Старшина кричит: «Самойлович! Бутыркина! Почему у вас ноги пятками вперед?» — «Сапоги велики, товарищ старшина!» — а сами стараемся не рассмеяться. Он только вздохнул, рукой на нас махнул и отправил наматывать на ноги по три пары портянок. В этих сапогах мы к вечеру уже не могли ноги волочить. Строевая служба, минное дело, дрессировка собак, стрельба, а все-таки мы оставались девчонками и втихаря то глазки подведем, то подрумянимся. Плюс выводки — собаку вычесать надо, амуницию держать в порядке, с этим было очень строго. Шлейки, поводки, ошейники, санитарные нарты, упряжь, портдепешники — все это считалось боевым снаряжением. Чтобы «поставить собаку» на минное поле, качественно, надежно поставить, нужен год работы, очень профессиональной и тонкой. Цена ошибки — погибшая собака, погибшие люди. А собаки-то разные. Кто стрельбы боится, кто небрежничает.

Переучивали, заставляли, исправляли. Выбирать не из кого особо было. В Ленинграде собаки рождались только в нашем питомнике. Собаки были не только редкостью, они были величайшей ценностью! Работали с ними терпеливо, на пищевом подкреплении — сушили ломтики конины, отдавали им свой сахар. Какие это были умнички! На прорыве блокады мы трудились с утра до ночи и с ночи до утра. Минные поля снимали, доставляли донесения, разматывали связь и раненых вывозили на упряжках. Овчарок запрягали по четыре. Дворняжек, лаечек — по пять-семь. Раненые, тяжелораненые целовали собак и плакали.

Мой Мигуля водил упряжку на передовую под огнем. Упряжка собак ползком подавала раненому нарты. Представьте только — сто-сто пятьдесят метров ползком. Туда и обратно — по рытвинам, по снегу, по земле. Один раз тяжелораненый, грузный мужчина кричит мне: «Стой, стой, сестра, стой!» Я думала надо перевязать. А он из последних сил говорит мне: «Сестричка, у меня колбаска в вещмешке и сахар, отдай собачкам. Сейчас, при мне отдай!» Моя упряжка вывезла на прорыве семьдесят два человека. И другие наши упряжки не меньше.

Самым страшным было разминирование. Мины, фугасы, минные ловушки. Ошибется собака, ошибешься сам — погибнешь. Собака обозначала заряд посадкой перед миной. Пока мина не обезврежена, собака не должна двигаться. Помню, Мигуля сел в воду под Петергофом, на болотах — в ледяную воду, в жижу. Я подняла из этой жижи тридцать четыре мины. Одну за другой — маленьких противопехотных, в деревянных коробочках. Подняла и обезвредила. Такие мины не могли искать приборами — корпус «не звенит». Они были самыми коварными. Несколько часов работы собака сидела не шелохнувшись, в каше из воды и снега…

Наши собачки ходили по битым кирпичам, по стеклу на руинах, резали лапы, мы резались об осколки. Но они работали! Восемь-десять часов. Лапки у собаки замерзнут, снимешь варежки, разотрешь ей лапы и вперед! На передовую — «инженерное имущество», снаряды, мины, ящики с патронами. Оттуда — тяжелораненых. Потом — на минные поля, на танки! Танки… У Заводчикова слезы стояли в глазах, когда собаки уходили под танки. Как-то он собрал нас, командиров, сержантов в землянке: «Мы теряем высококвалифицированных обученных собак. Сегодня пять ушло под танки, завтра еще пять уйдет. Год работы! Год работы! С кем будем разминировать?! Истребителей надо готовить отдельно, нельзя наших собак пускать под танки. Поеду с докладом!» Начштаба его понял. Батальон перестал готовить истребителей, мы искали мины.

К тому времени у нашей части уже была очень хорошая репутация, а у собак — репутация чудо-техники. И еще: раньше об этом не говорили — стали повторяться случаи, когда собака взрывала не немецкий, а наш танк. Собака ведь не различает — звезда или свастика на башне. А на полях сражений становилось все больше наших танков. Собака могла пойти на ближайший, по эту сторону окопа.

Помню случай. Послали на «взять» Рыжика, крупную хитрющую дворнягу. Приказ есть приказ. Рыжик обогнул танк и… испарился. С заряженным истребительным вьюком! Четыре килограмма тола! Немцев отбили, откинули далеко назад. В большой землянке мы все сидим, обедаем, ложками стучим. И вдруг вбегает Рыжик! Вьюк на боевом взводе, а Рыжик виляет хвостом, морда превеселая. Все враз похолодели: если пес заденет за что-либо палочкой, торчащей из вьюка, то это — все, конец. Заводчиков тихо-тихо скомандовал: «Не двигаться, прекратить прием пищи». Подманил собаку, ухватил за взрыватель одной рукой, за ошейник другой: «Ко мне, снимайте вьюк!» Аккуратно сняли, разрядили. Все было тихо-тихо, спокойно так, но у всех холодный пот тек по спине. Из этого Рыжика вышел отличный миноразыскной пес, но все-таки он погиб потом, подорвался. Слишком был суетливый, веселый. Хотя из дворняжек выходили отличные миноразыскные собаки, превосходные!

Породное поголовье убывало и его пополняли теми, кого подобрали, сменяли или купили у местных жителей. Выбывали и люди и собаки. Девчонки погибали и командиры тоже. Сапер ошибается один раз, говорят. Только на Карельском перешейке мы с Мигом подняли 3400 мин. А всего обозначили и обезвредили около сорока тысяч. Сорок тысяч раз смерть прошла мимо, только подумайте. Все ж таки я подорвалась. Раньше меня подорвалась Нина Бутыркина, взрывом противопехотной мины ей оторвало ногу. Мы так испугались. Нет, не смерти — испугались остаться без ног и пообещали друг другу дострелить того, кто подорвется. Для нас тогда, с нашим юношеским максимализмом это было понятно, хоть и глупо. Ведь подорвавшихся собак приходилось достреливать.

И вот я сама проворонила «противопехотку». Чья ошибка? Мига или моя? Или роковое стечение? Счастье, что я не наступила на мину полной ступней. Мне раздробило пятку, сожгло, опалило ноги и вся одежда на мне была сорвана и обуглена. Помню, что мужчины ко мне побежали: солдатики и наши командиры. Я только одно кричала: «Не подходите, я голая! Отвернитесь, не подходите!» Они подбежали, сорвали с себя форму и закутали меня в рубахи, в шинели. Очнулась я в лазарете, а надо мною — Валя (Валентин Васильевич Ермолинский — офицер, прим. ред.). Я ему с упреком: «Ведь обещали же, обещали — дострелить!». — А он мне — «А ноги-то, вот они! В сапогах». Сапоги еще не успели разрезать. Я заплакала, а Валя нагнулся и сказал: «Лизка, мы еще с тобою вальс после победы станцуем». Сколько же мы раз танцевали с ним после Победы! Собирались у нас, у Риты. Батя нас называл — девоньки. «Девоньки! С вас пироги-закуски, водку сам куплю». Так мы для него и остались — девоньки, девчонки.

Еще о Миге. Он же был не только рабочий, он был племенной кобель. Первая послеблокадная выставка! Для нас это был настоящий праздник. Собак в ринге очень мало: какая-то течная сучка мелькала, еще кто-то. Наши кобели то ли одурели от радости, то ли мы расслабились. Миг как-то по-дурацки задирал хвост, шею и в итоге получил «хорька».То есть «хорошо», что по сути очень и очень плохо. Не поверите, но я так огорчилась. Сейчас смешно вспоминать.

Потом разминировали Нарву, шли дальше. Что бы не говорили, но местные жители очень хорошо принимали и наших собак и нас. Ведь мы снимали мины, фугасы, ловушки с их полей, из их домов. Жители приносили собакам угощение, а нам водочки. Я водочку, грешна, брала, но меняла на конфеты. Помню, в Эстонии прямо перед нами (мной и Ритой Меньшагиной), авиаснаряд ударил в корову. Корову разорвало в двух шагах от нас. Какая первая мысль? «Ой! Сколько мяса собакам привалило!» Все бросились ошметки этого мяса разбирать, чтобы побаловать своих собак.

Сейчас в это трудно поверить, но так было. Из лазаретов рвались обратно, в часть, к своим. Мигуля остался в части — мне просто некуда было его забрать. Он долго еще работал на разминировании Ленинграда. После войны я передала его в очень хорошие руки. Себе я выбрала самую мирную профессию — стала парикмахером. У меня были ученики, было дело, которое я любила, которому учила. Каждую ночь мне снятся или собаки или чужие локоны. Я во сне делаю укладку, стрижку, или собаки одна за другой проходят перед глазами: на минное поле, в нартах. Всех помню, всех! Пора за стол, Победа скоро, доживу ли? Очень хочется отпраздновать.



Вместо послесловия

24 июня 1945 года на параде Победы на Красной площади прошли батальоны военных собаководов со своими питомцами. Целая колонна собак-миноискателей промаршировала вдоль трибун, вызывая восторг и рукоплескания руководителей СССР и многих иностранных гостей. Во главе колонны шел молодой генерал-майор Григорий Медведев при всех своих наградах. Медведев был единственным во всём мире генералом от собаководства.

И в послеблокадном Ленинграде тоже состоялся парад – выставка собак. Нет нужды говорить, в каких условиях жили ленинградцы во время 900-дневной блокады, сколько человеческих жизней унесли бомбежки и артобстрел города, сколько людей погибло от голода. И все-таки были люди, которые нашли в себе силы и мужество делить скудный блокадный паек со своими любимцами. Мы никогда не узнаем, сколько было таких людей. Наверняка не все они дожили до Победы. Известно лишь, что в параде участвовало шестнадцать человек – изможденных, обессиленных, буквально шатающихся от слабости, почти прозрачных. И рядом с ними шли такие же собаки. Среди них были и породистые, и беспородные. Но самое большое внимание привлекла дворняжка с искалеченными, буквально разрезанными на ленточки осколками мин ушами. Собака-миноискатель из блокадного Ленинграда. Неизвестно точно, сколько мин и снарядов обнаружила эта собака. Говорили – много, несколько сотен.




Целиком со всеми картинками

Для тонких ценителей темы — радиопередача для школьников за авторством «Радио России» от 21 декабря 2007. Рассказывают про собак-подрывников. К сожалению, начинают прямо с «ужасов сталинизма», а заканчивают почему-то японским зайцем. Будьте осторожны.




А ещё желающие смогут добыть на просторах интернета DVD. «История 470 Методико-Кинологического Центра ВС РФ (1924-2007) / 470 MKC». Полноценный фильм, выпущенный в 1978 году Министерством Обороны СССР. Интересующимся остро рекомендую.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 128

akinak
отправлено 05.01.10 01:35 # 1


Спасибо, камрад.

Слов просто нет.


Kapymo
отправлено 05.01.10 02:15 # 2


Блин. Спасибо.
Правильное дело делаешь.


Garum
отправлено 05.01.10 02:19 # 3


Комрад - ты могуч.

Массив информации - просто...


moonzund
отправлено 05.01.10 02:24 # 4


спасибо


Блюзмен
отправлено 05.01.10 03:00 # 5


>Семью, проживавшую на оккупированной территории, бросили в концлагерь. Их сеттера Сильву, очень красивую собаку, присвоили фашисты. Но Сильва не смирилась с этим. Она не только смогла убежать от захватчиков, но и каким-то немыслимым, ей одной известным способом отыскала этот концлагерь. Собака прорыла ход под колючей проволокой и по ночам (днем застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку, чем спасла от голодной смерти ребенка. Сама Сильва была худющей, как скелет.

Даже слезы навернулись когда прочитал.

Спасибо,камрад, очень мощная статья.


stone master
отправлено 05.01.10 03:15 # 6


Познавательно, спасибо!


Po-hi-lin
отправлено 05.01.10 03:57 # 7


Зубовный скрежет от первой цитаты и слезы от второй. Товарищу Оператору - низкий поклон. Ну не могу твои заметки спокойно читать и все тут.


savavlad
отправлено 05.01.10 03:57 # 8


Отличная статья!


Дядя Федор
отправлено 05.01.10 04:21 # 9


Спасибо, отлично.

Мария Барыкова - ну не прелесть ли?

>В немецкой армии [до такого варварства все-таки не дошли], хотя количество собак в гитлеровской армии насчитывалось значительно больше. [Только на охране концлагерей было задействовано около 200 тысяч овчарок]!


Irrrka
отправлено 05.01.10 05:01 # 10


Кому: Блюзмен, #5

> Семью, проживавшую на оккупированной территории, бросили в концлагерь. Их сеттера Сильву, очень красивую собаку, присвоили фашисты. Но Сильва не смирилась с этим. Она не только смогла убежать от захватчиков, но и каким-то немыслимым, ей одной известным способом отыскала этот концлагерь.

В детстве была у меня книжка про собак. Был там и рассказ про Сильву. Перечитывала неоднократно. Плакала каждый раз навзрыд.


Цугундер
отправлено 05.01.10 05:36 # 11


Елизавета Александровна тронула.


Блюзмен
отправлено 05.01.10 05:52 # 12


> Медаль отдалённо похожа на медаль «За отвагу», но какая-то у медали колодка подозрительная.

Почему подозрительная? Видимо автор хотел изобразить медаль "За отвагу" на прямоугольной колодке, такая же есть:


Блюзмен
отправлено 05.01.10 05:54 # 13


Айй, извиняюсь, ссылку забыл вставить:

http://tinyurl.com/yaef4fv


dayvid
отправлено 05.01.10 07:45 # 14


Высшая заметка, просто высшая.Я не раз разговаривал с людьми, кто воевал.И сейчас такое ощущение, что поговорил.


ALT
отправлено 05.01.10 08:02 # 15


Кому: Дядя Федор, #9

Да уж. Конечно фашисты гуманнее(


jarrito
отправлено 05.01.10 09:02 # 16


если про скульптуру, то это наверное сюда

Неизвестные в США подвесили за нос чучело Б.Обамы
На главной улице американского города Плэйнз в штате Джорджия неизвестные вывесили чучело президента США Барака Обамы.

Как сообщили представители полиции Плэйнза, висящую куклу обнаружили на одном из зданий города. Большая кукла была подвешена за нос перед растяжкой, на которой написано: "Плэйнз, штат Джорджия, родина Джимми Картера, нашего 39-го президента", передает Associated Press.

Очевидцы утверждают, что на кукле было написано имя действующего главы государства Барака Обамы.

В настоящий момент полиция ведет поиск людей, повесивших куклу. Начато расследование инцидента.

разница менталитетов прекрасна


Ойген
отправлено 05.01.10 09:12 # 17


Спасибо, камрад!


Onepamop
матёрый
отправлено 05.01.10 09:17 # 18


Кому: Блюзмен, #12

> Почему подозрительная? Видимо автор хотел изобразить медаль "За отвагу" на прямоугольной колодке, такая же есть:

Да, точно! Похожа.


vkni
отправлено 05.01.10 09:18 # 19


Спасибо за интересную статью!

> Ленинградском физико-техническом институте АН СССР

Cейчас это Физико-Технический Институт им. А.Ф. Иоффе http://www.ioffe.ru . Из прискорбного - оттуда Фурсенко.


zedarf
отправлено 05.01.10 09:26 # 20


Удивительно. Мне эта книжка, "Девичья команда", попалась этим летом в библе моего американского вуза, и до сих пор лежит на полочке дома - на продленном абонементе... Как интересно некоторые вещи происходят...


Дамирджан
отправлено 05.01.10 09:41 # 21


Сильно горжусь что живу в стране где жили, живут и будут жить такие люди!
Спасибо за статью.


Хромой Шайтан
отправлено 05.01.10 09:42 # 22


Прекрасно! Спасибо!


Глав Упырь
отправлено 05.01.10 09:52 # 23


Кому: Onepamop, #18

Спасибо! Как обычно - великолепно!

Слава Советскому Народу - Народу Победителю!


Serg_dm
отправлено 05.01.10 10:03 # 24


Спасибо огромное, камрад! Очень хорошая статья.


hulagu
отправлено 05.01.10 10:23 # 25


Спасибо, камрад!
Очень познавательно.
До глубины души проняло.


VKlab
отправлено 05.01.10 10:46 # 26


Проняло. Спасибо.


Карацупа
отправлено 05.01.10 11:06 # 27


Молодец Оператор! И фотограф ты хороший и статьи отличные пишешь! Я сам бывший ВСС (вожатый службы собак) погранвойск КГБ СССР и для меня всё это не новость, но, често признаюсь, прослезился, читая статью.
Меня же давно терзает вопрос - правда ли, то, что рассказывали в телепередаче "Военная тайна" - мол после войны всех служивших собак усыпили? Это же глупость какая-то! Может, кто краем глаза слышал более достоверную информацию? Взамен открою мало кому известную военную тайну - в погранвойсках СССР применялись собаки, управляемые по радио :)


Ded Hunhuz
отправлено 05.01.10 11:14 # 28


Хорошая статья и просто замечательный памятник!


Nikolai
отправлено 05.01.10 11:19 # 29


Кому: Дядя Федор, #9

> Мария Барыкова - ну не прелесть ли?

Ага. Всем известно, что фашисты были куда гуманнее большевиков! Собачек на смерть не посылали, только людей в концлагерях пачками уничтожали, но это, право, такие мелочи...


Ded Hunhuz
отправлено 05.01.10 11:26 # 30


Использование собак для подрыва танков - это от безысходности, столь характерной для 41-42 годов. Вопрос стоял вообще о выживании всей страны и всего народа - тут уж было не до "гуманизьму". Что делали нацисты и их союзники на оккупированной территории, видимо, торжество "гуманизьму". Мне моя знакомая еврейка (хороший врач психотерапевт) рассказывала как она в возрасте 3 лет с мамкой драпала из Минска, который эта скотина Павлов сдал в самом начале войны.
Что до использования собак как "камикадзе". Как только на фронте стало полегче со средствами борьбы с танками использование собак в этих целях сразу прекратили. Это же жутко невыгодно. Собаку нужно учить не менее полугода. Как сапер собака гораздо полезнее и нужнее.


CPA3Y
отправлено 05.01.10 11:30 # 31


Спасибо, камрад!
До слез пробило. До чего же сильными людьми были наши деды и бабки, что прошли через это!


Дзержинский Пионер
отправлено 05.01.10 11:32 # 32


Отлично! Очень познавательно. Спасибо.


sheden
отправлено 05.01.10 11:33 # 33


Очень понравилось. Спасибо.


Abraham
отправлено 05.01.10 11:33 # 34


Кому: Onepamop

Спасибо камрад, очень полезная статья. В очередной раз убеждаюсь какую великою страну мы потеряли.

А ещё за книгу спасибо.


radioactive
отправлено 05.01.10 11:35 # 35


Хорошая статья, аж на слезу пробило. И удивляют "гуманисты", которым жалко собак, но не жалко людей.


taroBAR
отправлено 05.01.10 12:10 # 36


Кому: Onepamop

Спасибо за статью! Памятник хороший, правильный.


Patrik
отправлено 05.01.10 12:16 # 37


Солидная работа, доказательный подход, очень хорошо :)


Severniy
отправлено 05.01.10 12:24 # 38


Спасибо!


Волчебрюшко
отправлено 05.01.10 12:35 # 39


Камрад, присоединяюсь к благодарностям. Статья нужная, мощная. А где там конкретно этот памятник? С какой стороны заходить? Я бы съездил, посмотрел.


uwabami
отправлено 05.01.10 12:54 # 40


> Только на Карельском перешейке мы с Мигом подняли 3400 мин. А всего обозначили и обезвредили около сорока тысяч. Сорок тысяч раз смерть прошла мимо, только подумайте.

блин, такое читать можно только стоя!


zed-math
отправлено 05.01.10 13:21 # 41


Спасибо за заметку, камрад. Фрагменты радиопередачи просто слезу прошибают.


kalinka
отправлено 05.01.10 13:53 # 42


Собака полезна на войне, но и наделять ее качествами которыми она не обладает не стоит, про эффективность противотанковых собак можно почитать тут - http://army.armor.kiev.ua/engenear/sobaka-mina.shtml и тут - http://www.saper.etel.ru/mines-3/sobaka.html.


K07
отправлено 05.01.10 14:42 # 43


и слезы, и ком к горлу подкатывает...


twix47
отправлено 05.01.10 15:22 # 44


Вот за что люблю заметки камрада Оператора, так это за глобальный подход к любому вопросу. Море информации которую по хорошему пришлось бы искать несколько дней. Спасибо.


Янычар
отправлено 05.01.10 15:29 # 45


[с облегчением выдыхает]

Ну, дождался. [садится читать]


ushak
отправлено 05.01.10 15:57 # 46


Статья прекрасная. Спасибо камраду Оператору.


Ded Hunhuz
отправлено 05.01.10 16:26 # 47


Заметьте, камрады, как обстояло с организацией досуга у детей и молодежи при "тоталитаризме".

> Нас, юных собаководов, в те годы в Ленинграде было много и к нам относились очень серьезно. Смотры, парады, всесоюзные съезды — нам с Джульбарсом везде удалось побывать, даже на страницах «Пионерской Правды». Наша ленинградская команда за несколько лет перед войной выиграла Всесоюзный смотр-соревнование. Вот, на фото, я — вторая справа. А первая — Риточка Меньшагина — наш командир отряда. Вот, мы дети еще — галстуки пионерские, знамена, барабаны.

И никакой такой "свободы" - в виде наркомнаии, подросткового алкоголизма и тусни в "ночных клубах".


Fantom
отправлено 05.01.10 16:45 # 48


Спасибо, камрад! Узнал много нового о служебных собаках и их применении. Тема, конечно, не простая. Жалко собачек, да и подловато как-то это - посылать тварей неразумных на смерть. Но, с другой стороны, неужели было бы менее жалко бойцов Красной Армии, погибших от тех 300 танков или подорвавшихся на минах-ловушках? Думаю что нет.

2 Карацупа: а поподробнее нащёт радиоуправляемых собак можно? Или то байка? :)


Rulchik
отправлено 05.01.10 17:02 # 49


> сказала она мне у дверей военкомата на улице Шамшина, на Петроградской стороне

Это, конечно, мелочь, но всё же. На Петроградке я знаю только одну улицу с похожим названием — Шамшева. Или в то время была и такая улица?

Если ошибка, то и шут с ней, т.к. она совершенно незначительна. А вот если не ошибка, то интересно, где именно была такая улица.

В любом случае, спасибо. Камраду Оператору за заметку, журналу Лев — за доброе дело, собакам — за службу, Елизавете Александровне — за всё.


glu87
отправлено 05.01.10 17:06 # 50


"И это никогда не может позабыться" (с) (песня из фильма "Долгие версты войны") - больше сказать нечего


Tasuja
отправлено 05.01.10 17:11 # 51


"А на войне получалось и так,
Что "Тигры", "Пантеры" боялись собак"

Вот что-то вспомнилась книжка из далекого детства. Когда читал первый раз даже и не знал еще, что тигры и пантеры - это названия немецких танков. Представлялось, что в поле за кустиком сидит рыжий полосатый тигр и дрожит от страха, когда невдалеке сибирские лайки пробегают :)

Гуманные 200 тысяч собак, охраняющих концлагеря - это пять!

Статья замечательная.


Прапор Сумкин
отправлено 05.01.10 17:17 # 52


Спасибо.


glu87
отправлено 05.01.10 17:19 # 53


Кому: Tasuja, #51

> Гуманные 200 тысяч собак, охраняющих концлагеря - это пять!

У моего одноклассника бывшего дед ненавидел собак просто люто - он в концлагере немецком был - военнопленный - был взят в плен еще 41-м, пробыл там до 44-го


Lucawy
отправлено 05.01.10 17:24 # 54


> В немецкой армии до такого варварства все-таки не дошли, хотя количество собак в гитлеровской армии насчитывалось значительно больше. Только на охране концлагерей было задействовано около 200 тысяч овчарок!

За гранью.

Т.е. 200 тыс. собак и концлагеря - это и не варварство? А танки оккупнтов взрывать - варварство?

Кто эта дура?


Tasuja
отправлено 05.01.10 17:32 # 55


> "А на войне получалось и так,
> Что "Тигры", "Пантеры" боялись собак"
>
> Вот что-то вспомнилась книжка из далекого детства

Не удержался, нашел стихотворение :) Эх, детство..

Где работают собаки

Ефим Семенович Ефимовский - 1986 г.

Рассказ про собаку.
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена.
О том , сколько дела
Собаке поручено.

Это случилось
Во мраке веков:
Предки собаки
Ушли от волков.
А волки вдогонку
Сверкнули клыками,
Они не пошли-
И остались волками.

Вот первую дали собаке работу:
Жильё охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скулила вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.

Повсюду собак берегли и ценили,
А в Древнем Египте- боготворили.
Взгляните, ребята , на этого бога-
Он с виду собаку напоминает немного.
Стадо овечье собаке послушно,
Собака справлялась с работой пастушьей.

Слоны боевые известны,однако
Была боевой в старину И собака.
Вооружён до зубов
Этот рыцарь,
Но от собачьих-
Ему не укрыться.

В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы.
Гнаться так резво умели немногие,
Как русские гончие-псы быстроногие.

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки фашистов бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что "тигры", "пантеры" боялись собак.

Вперёд! Сомнений больше нет!
Настроен пёс решительно.
Сперва взяла собака след
И следом- нарушителя.

В горах беда случится с вами-
Спасение не за горами.
Спешит в пургу , в метель, в мороз
На помощь людям добрый пёс!

А вот ныральщик - пёс.
В воде
Он проявляет выучку,
И если человек в беде,
Всегда придёт на выручку.

Несутся собаки тропой ледяной.
Терпенье и сила в упряжке одной.

Зал аплодирует, хохочет:
-Что за прыжки! Что за повадки!-
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста- ох несладкий!

Собаки способны не только на трюки,
А верно служили и служат науке.
Кто в космос летал раньше всех?
Угадай-ка!
Правильно!
Наша советская ЛАЙКА!

А это пёс- по кличке Шарик.
Хорошим людям -дружбу дарит.
Его порода неизвестна,
Но все равно он служит честно!
Пёс по-собачьи -предан людям
Во все века, и потому-
ДАВАЙТЕ ОТНОСИТЬСЯ БУДЕМ
ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ К НЕМУ.



Onepamop
матёрый
отправлено 05.01.10 17:39 # 56


Кому: Волчебрюшко, #39

> Камрад, присоединяюсь к благодарностям. Статья нужная, мощная. А где там конкретно этот памятник? С какой стороны заходить? Я бы съездил, посмотрел.

http://maps.google.com/maps?q=55.766042, 37.821481

А вот тут ссылка с картой. Если пруд обойдёшь - с другой стороны, недалече от причала МЧС, ещё одна скульптура стоит. Ямщик с Владимирского тракта. Но та из другой оперы, разухабистая :).


Onepamop
матёрый
отправлено 05.01.10 17:41 # 57


Кому: Карацупа, #27

> Я сам бывший ВСС (вожатый службы собак) погранвойск КГБ СССР и для меня всё это не новость, но, често признаюсь, прослезился, читая статью.

Брат двоюродный охранял рубежи Родины на Сахалине. Правда, говорил, если "хвостом" с собакой приходилось орудовать, очень это занятие выматывало. Лучше с пулемётом :).


Onepamop
матёрый
отправлено 05.01.10 17:50 # 58


Кому: uwabami, #40

> блин, такое читать можно только стоя!

Рассказывает, ещё раз замечу - парикмахер. Никак не могу привыкнуть к таким историям.


Der Hund
отправлено 05.01.10 18:18 # 59


[Onepamop,]
Давно коллекционирую все,что связанно с военно-служебным собаководством,есть интересные вещи в коллекции от экспериментального противогаза для собак до аттестата кинолога из ОГПУ.
Мог бы прислать что-то для публикации на сайте,если конечно это интересно и возможно.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.01.10 18:21 # 60


Кому: Der Hund, #59

> Мог бы прислать что-то для публикации на сайте,если конечно это интересно и возможно.

Разумеется, интересно!


Ded Hunhuz
отправлено 05.01.10 18:39 # 61


Кому: kalinka, #42

Спасибо за ссылки! Интересный материал. И вот - маленькая цитата из него:
Первая группа собак-минеров ( 30 собак, 40 инструкторов, 4 повара, 6 водителей, 10 солдат минеров) была отправлена на фронт в конце лета 1941 года.

Уже на фронте попытались потренировать собак на реальной местности против настоящих танков. В результате из двадцати выпущенных собак ни одна задачу не выполнила. Собаки разбежались по полю и попрятались. Четырех из них отыскать так и не удалось. Двух задавили танки.

Сохранился отчетный доклад командира группы собак-минеров капитана Випорасского (Виноградского (?)) в ГВИУ, написанный от руки и датированный 16 октября 1941 года:

"...1. Большинство собак отказываются работать сразу и норовят спрыгнуть в траншею, подвергая опасности пехоту ( шесть несчастных случаев).
2. Девять собак после непродолжительного бега в нужном направлении начинали метаться из стороны в сторону, пугались разрывов артснарядов и миномет.мин, пытались спрятаться в воронках, ямках, залезали под укрытия. Из них взорвались - три, не выявлено-две. Остальных, из-за того, что они стали возвращаться назад, пришлось уничтожить ружейно-пулеметным огнем.
3. Трех собак фашисты уничтожили ружейным огнем и забрали с собой. Попытки отбить и вернуть убитых собак не делались.
4. Предположительно четыре собаки взорвались вблизи от немецко-фашистских танков, но подтверждения о том, что ими выведены из строя танки не имею..."

В выводах этого доклада в качестве причин провала действий группы указывалось, что причинами являются недостаточная обученность собак и неверная методика обучения, и предлагались методы обучения с учетом полученного опыта. Однако и последующие попытки использования собак в качестве противотанкового средства осязаемых результатов не дали, и в принимающих решения инстанциях решили, что дальнейшая разработка этого способа минной войны нецелесообразна.

Тем более, что накопленный к этому времени опыт использования собак на фронте в качестве санитарных, собак подносчиков боеприпасов, тягловой силы, собак-курьеров, собак - искателей мин однозначно показывал, что собака нуждается в постоянном и тесном контакте с собаководом, что она может эффективно раболтать только под непосредственным руководством собаковода. При этом решающую роль играет привязанность животного к конкретному человеку, обладающему даром влияния на собаку. Это невозможно выполнить в плане использования собак как носителей мин.

Любопытно, что в этом же докладе командир упоминает о тяжелой морально-политической обстановке в подразделении и резко отрицательном отношении пехоты к "саперным душегубам".

В действительности, к осени 1942 года все попытки использования собак для борьбы с танками, равно как и использования их для совершения диверсионных актов ( в том числе и под непосредственным руководством проводников) были прекращены.

Конец цитирования.

Не пригодны животные к уничтожению объектов. Психология у них не та. Вот охрана, спасение раненых и розыск мин - это работа для них.

Дельфины так вообще отказывались мины ставить. Разминировать согласны, а мины ставить нет.)

А вот по поводу "гуманного отношения" к животным в Еропах и в России - это Барыкова "маху дала". У знаменитого биолога и этолога Конрада Лоренца, который против нас в войну воевал, а потом в плену сидел, совершенно иные выводы.


Кремень
отправлено 05.01.10 18:56 # 62


Статья отличная. Подвиги солдат вызывают неподдельное уважение.


topgun
отправлено 05.01.10 19:01 # 63


Спасибо камрад за новость.
В детстве читал книгу про собак на ВОВ.
Очень жалко было читать про собак-убийц танков.
Вот бы еще вспомнить книгу, чтобы купить, ребенку почитать.


Blackie
отправлено 05.01.10 22:34 # 64


И все-таки. Почитал ссылки kalinka (комм.43), весьма аргументировано...


Карацупа
отправлено 05.01.10 22:36 # 65


Кому: Fantom, #48

> 2 Карацупа: а поподробнее нащёт радиоуправляемых собак можно? Или то байка? :)

Нет, я же сказал - военная тайна КГБ СССР :) Даже такой раздел в секретных учебниках есть - "Управление собакой по радио". На пса вешается спецрация и управляешь собакой, подавая спецкоманды на расстоянии. В комбинации с парой собак - смертельная для любого нарушителя/диверсанта вещь! Управляешь ими, обходя врага с флангов, а потом "Фас!" и кранты диверсанту.


Shnyrik
отправлено 05.01.10 22:36 # 66


Кому: Onepamop

Спасибо камрад.


jellyfish
отправлено 05.01.10 22:37 # 67


Присоединяюсь: большое спасибо за статью! Читается на одном дыхании.


Карацупа
отправлено 05.01.10 22:46 # 68


Кому: Onepamop, #57

> Брат двоюродный охранял рубежи Родины на Сахалине. Правда, говорил, если "хвостом" с собакой приходилось орудовать, очень это занятие выматывало. Лучше с пулемётом :)

Ну, дык, ясень пень - "все дозоры - мои". "Дозор" - это вид пограннаряда, осуществляющего обход определённого участка (обычно - систему инженерно-технических заграждений и контрольно-следовой полосы) дважды в день. У нас длина обоих флангов была всего 12км по сильно пересечённой местности, а на других заставах и по 20км - не предел, да ещё и добраться до них надо и обратно на заставу. Плюс ещё за ночь раза 2 подскочишь (а другие ведь спят всю ночь спокойно, кроме "тревожной группы") по сигналу "Тревога" из-за сработки "системы" и съездишь её проверишь, да ещё и раза три между дозорами тоже в "тревожной группе" скатаешься на "сработки". А обычные "пехотинцы" раз-два в неделю в "дозор" сходят, а остальное время или заставу охраняют часовым или "ЧГ" ("часовой границы") - в определённых местах полёживают - практически курорт летом. Раздеваешься и загораешь, пока собака бдит :) "РПГ" (разведывательно-поисковая группа) тоже без меня не обходится - на 1-2 дня по лесам и горам бродим, врагов выискиваем (честно признаюсь - иногда и по китайской территории). Так что "хвост" - самая "синяя" пограничная воинская специальность :) Но я нисколько не жалею! Во-первых, я сам пошёл в погранвойска (у меня отсрочка была до 27 лет), а во-вторых, я воспитал овчарку и с ней вместе ходил послужить и потом с ней же вернулся домой. И, несмотря на трудности, видел гораздо больше интересного, чем другие бойцы. И с тиграми нос к носу ночью и днём сталкивался, и свист "барсов" (дальневосточных леопардов) холодил ночью загривок у нас обоих (у меня и собаки), а уж те острые ощущения, когда "система" срабатывает и ты идешь по следам медведя, который где-то здесь и бродит, натыкаясь на сигнализацию, а в тумане в метре ничего не видно и ты ждешь, что вот-вот столкнёшся с ним нос к носу и успеть бы выпустить в него рожок в упор - никогда не забудешь...После этого кабаны - детские игрушки, хотя от встречи с некоторыми у собачек были раны с кулак размером. Но, "как на собаке" заживали за месяц. В общем, никогда не считал и не буду считать, как некоторые, защиту отечества "пустой тратой времени".


b1o
отправлено 05.01.10 22:46 # 69


Пацаном я был хозяином двум немецким овчаркам, блин, аж слезу вышибло. Автор, человеческое тебе спасибо!


Артём Владимирович
отправлено 05.01.10 22:46 # 70


Когда читаю воспоминания ветеранов меня всегда переполняет гордость за нашу Родину. Я бесконечно благодарен нашим дедам за то, что они сделали.
Великие дела. Великие люди.
Спасибо.


>Послали на «взять» Рыжика, крупную хитрющую дворнягу. Приказ есть приказ. Рыжик обогнул танк и… испарился. С заряженным истребительным вьюком! Четыре килограмма тола! Немцев отбили, откинули далеко назад. В большой землянке мы все сидим, обедаем, ложками стучим. И вдруг вбегает Рыжик! Вьюк на боевом взводе, а Рыжик виляет хвостом, морда превеселая...

Жуть. Аж сам пропотел.


koshimin
отправлено 05.01.10 22:46 # 71


Кому: Глав Упырь, #23

> Спасибо! Как обычно - великолепно!
>
> Слава Советскому Народу - Народу Победителю!

Долго думал как изложить свои кургузые мысли по поводу прочитанного. Ничего не придумал поэтому присоединяюсь к более слововладеющим камрадам.


Deleter
отправлено 05.01.10 23:15 # 72


Замечательная статья, очень познавательно. Большое спасибо.


Серебристый водолей
отправлено 05.01.10 23:21 # 73


Замечательная статья.
Как собаковладелец, читала "у захвати".
От последней цитаты рыдала навзрыд от гордости за страну и ее людей.
Спасибо большой, камрад, ты замечательные статьи пишешь.
Пусть у тебя все будет хорошо.


Эрик Картман
отправлено 05.01.10 23:32 # 74


Очень хорошая статья в тему:

http://www.vettorg.net/magazines/8/2006/68/309/


Эрик Картман
отправлено 05.01.10 23:38 # 75


Кому: topgun, #63

> Вот бы еще вспомнить книгу, чтобы купить, ребенку почитать.

Советую книги Б.Рябинина http://lib.rus.ec/a/10369
И очень хорош цикл рассказов "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ"
http://lib.rus.ec/b/139958/read#t3


Янычар
отправлено 06.01.10 00:09 # 76


Кому: Оператор

Камрад, когда уже книги дождемся? У тебя материала томов на несколько, это ж как минимум.

Даже и мысли не допускаю, что ничего в этом направлении не предпринимается. Жутко сожалею, что не могу участвовать. Все книжки куплю и припрусь за автографом, вот.


Peisov
отправлено 06.01.10 00:42 # 77


Отлично!!!

Про памятник - ну хорошо хоть такой будет! А съемки Парада Подеды в свое время специально пересматривал, что бы увидеть собак.


Kommienezuspadt
отправлено 06.01.10 00:54 # 78


Кому: Onepamop, #56

Камрад, спасибо большое. Спасибо.


Фемида
отправлено 06.01.10 00:57 # 79


Спасибо за очередную замечательную заметку. Аж слезы навернулись


Механический человек
отправлено 06.01.10 01:33 # 80


Да, хорошая статья! Автору - респект! Отдельный респект - Карацупе!


Войно-Ясенецкий
отправлено 06.01.10 08:16 # 81


Пес зачетный.


Карацупа
отправлено 06.01.10 09:32 # 82


Кому: Механический человек, #80

> Отдельный респект - Карацупе!

Спасибо! Специально для Механического человека - секретная механическая пограничная собака КГБ - модель "Т-700D(dog)": http://photofile.ru/users/mumlev/115143957/122715981/#mainImageLink
И пусть все нарушители госграницы РФ трепещут!


polyaev
отправлено 06.01.10 09:53 # 83


«у собаки Нелли после освобождения из короба седло упало на землю, но Нелли подхватила седло зубами и донесла до самолета»

Обалденно, однако интересно: Что делали с инструктором, чья собака подорвала свой танк - судили или как?


Tiburon
отправлено 06.01.10 10:43 # 84


супер заметка!
спасибо!


ACMech
отправлено 06.01.10 10:58 # 85


Большое спасибо, Оператор.
Читал с огромным удовольствием.


Мичман Панин
отправлено 06.01.10 11:35 # 86


Замечательна заметка. Спасибо.


Der Hund
отправлено 06.01.10 12:09 # 87


Кому: Onepamop, #60
Куда присылать материал?
Мой адр: javabike(собака)rambler.ru


Vassisualy
отправлено 06.01.10 12:51 # 88


Обалденная заметка! Пиар и перепост приветствуются?:)))) Ссылку на заметку у себя подвесил!!!!
Читал и вспоминал детство босоногое! Спасибо отцу - в библиотеке дома была и "девичья команда", и книга Трапезниковой, что ли..название запамятовал... конечно уже тогда за душу брало.
Так что автору - благодарность за отличный материал!!!!


Onepamop
матёрый
отправлено 06.01.10 12:57 # 89


Кому: Der Hund, #87

> Куда присылать материал?
> Мой адр: javabike(собака)rambler.ru

onepamop()oper.ru


Djinn
отправлено 06.01.10 13:01 # 90


Кому: Ded Hunhuz, #47

> И никакой такой "свободы" - в виде наркомнаии, подросткового алкоголизма и тусни в "ночных клубах".

Клубы собаководства с агитбригадами были до конца восьмидесятых кое-где. Было очень интересно в них работать.


Карацупа
отправлено 06.01.10 13:38 # 91


Кому: Djinn, #90

> Клубы собаководства с агитбригадами были до конца восьмидесятых кое-где.

В Барнауле я пошёл в армию из такого клуба в 1991году с собакой. У нас был выбор: идти во ВВ или в ПВ. Я, естественно, выбрал второе, после чего из Москвы к нам прилетал майор КГБ, проводил с кандидатами индивидуальное собеседование и только через 3 месяца призвали в армию. Насколько знаю, клубы служебного собаководства существуют и поныне. И сейчас тоже можно, воспитав пса, пойти с ним служить в погранвойска.


Mic29
отправлено 06.01.10 13:50 # 92


журналистка барыкова - тупая тварь.
Слава России!


722722
отправлено 06.01.10 14:08 # 93


Спасибо за заметку. Познавательно.


BIG_SPY
отправлено 06.01.10 15:36 # 94


Камрад Оператор, огромное спасибо за заметку! Просто прекрасно!
На памятник непременно при случае заеду взглянуть!


Ded Hunhuz
отправлено 06.01.10 15:53 # 95


Кому: Djinn, #90

> Клубы собаководства с агитбригадами были до конца восьмидесятых кое-где. Было очень интересно в них работать.

Хорошая была организация. Но опосля "перестройки" все накрылось. У нас в городе на 1 миллион жителей из 5 осталось всего 2 оборудованных собачьих площадки. Собачьи выставки вместо "смотра достижений" превратились в "конкурсы красоты".
Приходится со своим псом заниматься самостоятельно. А ведь собака серьезная - большая.


Арчибальд
отправлено 06.01.10 16:51 # 96


Сильная заметка, большое спасибо!


Арчибальд
отправлено 06.01.10 16:53 # 97


Как бы памятник на цвет.мет. не разобрали кстати. Люди теперь они такие.


Бортмеханик
отправлено 06.01.10 20:44 # 98


Кому: Onepamop, #58

Слава нашим Ветеранам и низкий поклон!
Onepamop, спасибо. Статья замечательная.

> Рассказывает, ещё раз замечу - парикмахер. Никак не могу привыкнуть к таким историям.

Поведали одну историю. У нас на хлопчатобумажном комбинате в советское время работали вьетнамцы. Какой-то праздник вместе с ними отмечали. Одна из девушек по такому случаю одела боевые ордена. Оказывается была снайпером.


main
отправлено 07.01.10 00:32 # 99


Мощная заметка, спасибо.


Читатель
отправлено 07.01.10 01:02 # 100


>В немецкой армии до такого варварства все-таки не дошли, хотя количество собак в гитлеровской армии насчитывалось значительно больше. Только на охране концлагерей было задействовано около 200 тысяч овчарок

бляпиздец



cтраницы: 1 | 2 всего: 128



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк