Штурмовик высокого полёта

03.03.11 11:49 | Redakteur | 53 комментария »

Победа!

Итак, завершается рассказ о трёх долетевших до Победы лётчиках-штурмовиках, идея которого возникла из рассказанной (и отчасти сделанной) камрадом Оператором истории про лётчика-штурмовика лейтенанта Гаврилова, геройски погибшего при выполнении боевого задания 30 апреля 1942 года.


Сегодня — третья история, история лётчика, которому удалось взлететь выше всех своих товарищей.

Цитата [цитата] из представления к званию Героя Советского Союза:
... Из 108 произведенных боевых вылетов тов. БЕРЕГОВОЙ 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.
При выполнении боевого задания 28 июля 1943 года в р-не цели самолет был подожжен 1 МЕ-109, тов. БЕРЕГОВОЙ с Н-300 мт. покинул самолет, выбросился на парашюте и приземлился благополучно... 30 сентября 1943 года тов. БЕРЕГОВОЙ в составе двух экипажей пошел на разведку в р-н РЖИЩЕВ в сложных метеоусловиях и с Н-1000 мт. результаты разведки сфотографировал, одновременно произвел внезапный удар с сев.западной окраины РЖИЩЕВ по опушке леса и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, вернулся без потерь домой...


Кадровый лётчик ст. сержант Береговой начал воевать 13 июня 1942 года, будучи уже довольно опытным пилотом. Отличная лётная подготовка помогла ему; вскоре командиры представили его к первой награде — ордену Красного Знамени. А после примерно 30 успешных боевых вылетов «старик» Георгий стал сам водить группы. Три раза был сбит, три раза горел в самолёте, но возвращался в полк. Береговой закончил войну гвардии капитаном, комэском 90-го гв. Староконстантиновского ШАП (4-я гв. Киевская ШАД, 5-й ШАК, 5-я ВА, 2-й Украинский фронт).

После войны Георгий Береговой выучился и стал лётчиком-испытателем. Не знаю, стремился ли он уже тогда взлететь не просто в небо, но к звёздам. Береговой участвовал в испытаниях 60 типов самолётов, в том числе И-320 (Р-2), СМ-30 (МиГ-19), МиГ-19П, Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим испытателем Як-25, первым испытывал в практических полётах гермошлем ГШ-4. Интересно, что звание Заслуженного лётчика-испытателя СССР ему было присвоено через день после первого коcмического полёта Юрия Гагарина.

Как бы то ни было, в декабре 1961 года Президиум ЦК КПСС принял решение о проведении второго набора космонавтов, и в январе 1962 маршал Малиновский издал соответствующий приказ. Машина отбора лучших из лучших советских лётчиков снова закрутилась. Работа велась тщательно и небыстро; первые прошедшие медкомиссию кандидаты проходили мандатную комиссию в январе 1963 года. В декабре 1963 года Георгий Береговой, успешно прошедший медкомиссию, был «завёрнут» мандатной комиссией: ему вот-вот исполнялось 43, а мечту о космосе неумолимо отбирали у всех кандидатов старше 35 лет. Однако полковник Береговой (вместе с подполковником Владимиром Шаталовым, которому было уже 36) не сдался, и 24 января 1964 года вопреки мнению командира отряда космонавтов генерала Каманина был зачислен в отряд. Второй набор завершился. И всего через год Береговой получает отличные оценки на первом «космическом» экзамене.

Востоки и Восходы были кораблями первого штурма космоса. Для работы и исследований на орбите нужен был новый, более совершенный корабль. Им должен был стать (и стал) Союз. Однако первый пилотируемый полёт Союза-1 с космонавтом Героем Советского Союза Владимиром Михайловичем Комаровым на борту сразу пошёл в нештатном режиме (не раскрылась одна из панелей солнечных батарей). Программа полёта была свёрнута, сам полёт завершился трагедией: из-за отказа основной парашютной системы спускаемый аппарат ударился о землю со скоростью около 50 м/с и загорелся; Комаров погиб.

Катастрофа стала причиной не только тщательного расследования; подготовка к следующему полёту велась предельно серьёзно. В своё время Береговой (вместе с Шаталовым) потребовали у руководства космической программы привлекать к разработке пилотируемой техники самых опытных пилотов. И теперь именно Береговой заявил на Государственной комиссии о необходимости форсировать программу запусков с человеком на борту, чтобы ускорить создание новых конструкций.

Старт Союза-3 состоялся только через полтора года, и выполнить беспрецедентную программу предстояло самому взрослому космонавту СССР — Георгию Береговому. 186 раз он смотрел в лицо смерти, поднимая свой штурмовик; сотни раз уходил в неизвестность на «необъезженных» самолётах; теперь ему предстояло «исправить» корабль Союз — со стопроцентно катастрофической статистикой пилотируемых полётов. Ещё один боевой вылет, на сей раз в войне с неизвестностью. Он выбрал позывной «Аргон», а на эмблеме полёта околоземное пространство штурмовал краснозвёздный Ил-2.



Береговой (один на потенциально трёхместном корабле) должен был состыковаться с беспилотным Союзом-2: Союзы и разрабатывались как средства доставки космонавтов к космическим объектам; возможность стыковки требовалась и для программы пилотируемых полётов на Луну, и для будущих орбитальных станций. Как оказалось на практике, решения о стыковке на одном из первых витков после запуска (космонавту не дали времени даже на минимальную адаптацию к невесомости и отдых от стартового стресса), о выполнении стыковки вручную и в тени Земли было ошибочным: из-за недостаточности навигационных опознавательных средств на Союзе-2 Береговой не сразу распознал нарушение во взаимной ориентации стыкующихся кораблей на 180 градусов. К выходу кораблей из тени предназначенный для маневрирования запас топлива был израсходован, оставался лишь необходимый для схода с орбиты минимум. Тем не менее в процессе попыток стыковки было проведено сближение кораблей с 200 до 40, а потом и до одного метра (кстати, масса тех Союзов была порядка 6,5 тонн — это примерно на 200 кг больше максимальной взлётной массы Ил-2); до успешной стыковки на орбите фактически оставался один шаг.



И он был сделан совсем скоро, 16 января 1969 года, экипажами кораблей Союз-4 и Союз-5 (Шаталов, Волынов, Елисеев, Хрунов, причём Хрунов и Елисеев перешли через открытый космос из Союза-5 в Союз-4). В том числе и на основе ценнейшего опыта и практических замечаний, которые успешно привёз на Землю испытатель Георгий Береговой.

За героизм, проявленный во время почти четырёхсуточного полёта, Береговому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Он — единственный советский космонавт, ставший Героем Советского Союза на Великой Отечественной войне, единственный побывавший в космосе кавалер орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Родившись на три месяца раньше Джона Гленна, он стал ещё и самым старым землянином, побывавшим в космосе, и оставался таковым до самой смерти, наступившей 30 июня 1995 года во время операции по шунтированию коронарных сосудов сердца.

Вскоре после полёта он попал в весьма опасную передрягу: 22 января 1969 года террорист офицер Виктор Ильин, вознамерившийся убить Брежнева, перепутал машины и обстрелял ту, в которой на приём в Кремль ехал Береговой. Шофёр был смертельно ранен, но космонавт отделался лишь ранениями от осколков лобового стекла.

В 1972 году Береговой стал начальником центра подготовки космонавтов и руководил им 15 лет, до отставки. Службу совмещал с большой общественной работой, неоднократно избирался в Верховный Совет СССР (от города Енакиево). Утверждают, что именно по его ходатайству в 1978 году с нынешнего президента Украины Виктора Януковича были сняты судимости, благодаря чему через два года тот смог вступить в КПСС — но это уже другая тема. Как бы то ни было, по указу Януковича 90-летие со дня рождения Берегового будет широко отмечаться на Украине: пройдут различные юбилейные мероприятия, будут переизданы написанные им книги, выпустят юбилейную монету, почтовую марку и конверт, появятся памятники и мемориальные доски.



Лётчик-штурмовик и лётчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой навсегда вписал своё имя и в историю Великой Отечественной войны, и в историю освоения космоса.


Биографическая справка: Георгий Тимофеевич Береговой (15.04.1921—30.06.95), лётчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант, дважды Герой Советского Союза. Родился в селе Фёдоровка Полтавской губ. УССР (сейчас — Карловский р-н Полтавской обл. Украины), русский. Окончил среднюю школу в 1938 г., работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в РККА. В 1941 г. окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков им. Пролетариата Донбасса. В действующей армии с июня 1942 г., воевал лётчиком, командиром звена, командиром эскадрильи. Совершил 186 боевых вылетов. Член ВКП(б) с 1942 г.
В 1948 г. окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 годах работал лётчиком-испытателем. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 года им. Ю. А. Гагарина). В 1963 г. зачислен в отряд советских космонавтов. 26—30 октября 1968 г. совершил космический полёт на корабле Союз-3 продолжительностью 3 суток 22 ч. 50 мин. 45 с, став 12-м советским космонавтом, летавшим в космос.
22 января 1969 легко ранен террористом при попытке покушения на Брежнева.
В 1972—1987 годах — начальник Центра подготовки космонавтов, с 1987 г. в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1981) и Золотой медали им. К. Э. Циолковского АН СССР.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26.10.1944 и 1.11.1968, медали № 2271 и 48; бронзовый бюст в г. Енакиево). Награды: 2 ордена Ленина, 2 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Богдана Хмельницкого III ст., 2 ордена Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны I ст., орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III ст.; медали: «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Иностранные награды: звание «Герой Социалистического Труда» и орден Георгия Димитрова (НРБ), орден Государственного Знамени, орден Красного Знамени с бриллиантами, Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР), крест Грюнвальда III ст. (ПНР), орден Тудора Владимиреску V ст. (СРР), орден Народного героя (СФРЮ), Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI).


Первая заметка серии про Владимира Гуляева, лётчика-штурмовика, лейтенанта и Заслуженного артиста СССР.

Вторая заметка серии про дважды Героя Советского Союза Александра Ефимова, лётчика-штурмовика и маршала авиации СССР.

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Redakteur
отправлено 03.03.11 14:11 # 16


Кому: Nem OFF, #13

> так корректней.

Никак нет!

В ВМРЯ используются кавычки ёлочки (« ») и лапки („ “). Всё остальное от лукавого :)

При этом нагромождение кавычек плохо смотрится (да и многоуровневые кавычки тоже).

Поэтому так.


Redakteur
отправлено 03.03.11 16:10 # 26


Кому: kazuhiro, #24

Камрад, давно жду ответа:

http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051606736&page=2#220


Redakteur
отправлено 03.03.11 16:11 # 27


Кому: Nem OFF, #19

> Всё остальное от лукавого :)
>
> Это мой ПДА так печатает. ))

Думаешь, он не от него???


Redakteur
отправлено 03.03.11 16:22 # 29


Кому: Molokh, #22

> Не понимаю только, зачем такому человеку надо было ходатайствовать о снятии судимостей?

Очевидно, изучив материалы, посчитал правильным обратиться к Донецкому облсуду с просьбой о пересмотре.

Зачем? Вёл общественную работу, избирался депутатом Верховного Совета от конкретного региона, притом был неравнодушным человеком.

Нынешние депутаты в принципе тоже могут со всякими там запросами выступать.


Redakteur
отправлено 03.03.11 20:21 # 36


Кому: Ertos, #35

> Побольше бы таких рассказов!

Читай архив раздела, их тут есть.

> надо побольше молодежи об этом рассказывать. Пусть знают, что нам было чем гордиться!

Кто, если не ты?


Redakteur
отправлено 03.03.11 20:36 # 38


Кому: Chaldon, #37

> К вопросу о репрессиях и перспективах.

Мандатная комиссия в космонавты была одной из самых суровых в стране.

Однако единственная претензия к Г.Т. Береговому заключалась в его сильно запредельном возрасте.

Хотя кого-то и отчислили (уже из отряда), как неблагонадёжного.


Redakteur
отправлено 03.03.11 21:41 # 41


Кому: tarkil, #40

> Добрались, в общем, пидоры и до космонавтов.

После того, как они добрались до ветеранов Великой Отечественной войны -- чему можно удивляться?


Redakteur
отправлено 03.03.11 22:18 # 44


Кому: Nem OFF, #43

> Что там у нас еще святого осталось?

Ну как же -- реконструированный бассейн "Москва".


Redakteur
отправлено 03.03.11 22:35 # 46


Кому: Nem OFF, #45

> Кого эти гниды дальше будут "прославлять" в наших глазах?
> Ученых, конструкторов, ветеранов труда?

Гораздо важнее, на каких примерах ты будешь воспитывать (или воспитываешь) своих детей.

Невзирая на.


Redakteur
отправлено 04.03.11 01:45 # 50


Кому: Баян для тещи, #49

> каким образом можно отследить боевой путь деда по обрывочным сведениям (дата рождения, род войск, приблизительное знание ГвИАП /1 из полков ГвИАД/, город откуда ушел в летное училище и т.п.)? Есть ли возможность человеку с улицы получить в архивах копии наградных документов, летной книжки и т.п? заранее благодарен за возможные пути решения

Если воевал и был награждён -- наградные ищи тут (оцифровано и выложено ещё не всё):

http://podvignaroda.mil.ru/


Если дед погиб или умер от ран -- сведения можно и нужно также искать тут:

http://www.obd-memorial.ru/


Если нигде нет -- надо запрашивать Подольский архив МО, но лично я с ним не работал, методику не подскажу.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк