Об эффективном менеджменте и танцах старшины Макаренкова

03.05.10 20:14 | Redakteur | 305 комментариев »

Победа!

В мае 1941 года московскому заводу № 37, главным конструктором которого был орденоносец Николай Александрович Астров, было дано задание освоить производство лёгкого 14,5-тонного танка Т-50 — отличной новой машины, на голову превосходящей лёгкие танки РККА по комплексу боевых характеристик. Планировалось, что он станет самым массовым; считалось, что его смогут выпускать и на заводах, которым не по силам выпуск Т-34.

Вот только по трудоёмкости производства новый танк, как оказалось, мало чем уступал Т-34, да и нужного оборудования на заводе № 37 просто не было. Ведь он выпускал совсем лёгкие маленькие плавающие Т-40, разработанные Астровым с использованием автомобильных узлов, агрегатов и автомобильных же двигателей.

Начавшаяся война сломала планы. Т-50 так и остался прекрасной идеей — вместо многих тысяч их было выпущено не более 75 штук. А на заводе № 37 лихорадочно наращивали выпуск того, что делать умели и могли, пытаясь хоть как-то восполнить катастрофическую убыль бронетехники в РККА. И старались улучшать продукцию.


Конструктор Н. А. Астров.


Всего за две недели был разработан новый танк непосредственной поддержки пехоты — «проект 0-60». Машина получилась существенно лучше, чем Т-40 и, главное, в отличие от Т-50 была по силам заводу. Астров и военпред подполковник Окунев составили письмо на имя товарища Сталина и вечером опустили его в специальный ящик у Никольских ворот Кремля.

А следующим утром на завод приехал зампредсовнаркома СССР, нарком тяжёлого машиностроения и нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев. Оценив достоинства новой разработки, он предложил заменить главное оружие машины, поставив вместо пулемёта ДШК намного более мощную авиационную пушку ШВАК, для чего немедленно связал Астрова с соответствующими ОКБ. Через несколько дней танк 0-60 с танковым вариантом ШВАК был испытан в присутствии тов. Сталина. Незамедлительно подписанным постановлением ГКО танк Т-60 был принят на вооружение РККА, определённые заводы должны были срочно освоить его массовый выпуск и довести его до 10000 машин в год. Кстати, в качестве ходовых испытаний танку зачли пробег Москва-Горький (основное производство должно было начаться на ГАЗе; машину вёл лично Астров).

Уже в 1941 году РККА получила без малого 1400 Т-60, а всего их было сделано 5920. Тем временем Астров разработал ещё более совершенный лёгкий танк Т-70, который заменил в производстве «шестидесятку» уже в 1942 году и стал, кстати, вторым после Т-34 по массовости производства (третьим был как раз Т-60). Первые Т-60 пошли в бой уже в сентябре 1941 года; 48 Т-60 прошли по Красной площади на параде 7 ноября 1941 года.

В конце 1941—начале 1942 года уровень выпуска средних и тяжёлых танков не покрывал даже минимальных потребностей армии. Приходилось воевать тем, что есть. Поэтому роль малюток Т-60 в обороне Москвы и Ленинграда и оказалась выдающейся. Кстати, матчасть 61-й танковой бригады, вооружённой Т-60, была скрытно доставлена в Ленинград на угольных баржах: только этот транспорт не привлекал особого внимания вражеской авиации.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 стал звёздным часом Т-60: только они, маленькие и лёгкие, могли форсировать Неву 12 января сходу, без подготовки.


Танки Т-60.


Онлайн-эксперты любят сравнивать всякое разное, в том числе и несравнимое. На что реально был способен двухместный танк длиной с Жигули-«копейку» и высотой всего на 35 см той же «копейки» больше?

После форсирования Невы вечером 12 января 1943 года командир танковой роты 549-го танкового батальона 61-й т.бр. лейтенант Дмитрий Осатюк выбирал позиции для своей роты: под утро наше наступление должно было возобновиться. Однако немцы пошли в контратаку.

Увидев три здоровых танка, Осатюк было подумал, что подошли свои. Но при ближайшем рассмотрении на невиданных, необычно огромных танках обнаружились кресты, а за танками — около батальона пехоты. Осатюк отправил роту разбираться с пехотой, но заметившие его немецкие танки — три новейших Тигра из 502-го батальона тяжёлых танков — уже отрезали Т-60 Осатюка от своих. Попытка проскочить к своим вела к неминуемой гибели: тяжёлому 88-мм снаряду 56-тонных монстров не требовалось даже прямого попадания, чтобы вывести шеститонную малютку из строя; а уж прямое превратило бы её в бесформенную кучку горелого металлолома.

Осатюк приказал мехводу старшине Ивану Макаренкову «танцевать» к опушке леса. Мехвод был знатный мастер своего дела. «Шестидесятка» вертелась, как карась на сковородке, понемногу смещаясь к лесу. Командир непрерывно обстреливал немецкие танки из своей пушечки ТНШ-1 — максимум, чего с её помощью можно было в данном случае добиться, это посшибать с немецких танков фары и прочую обвеску, а при большом везении — разбить приборы наблюдения. Правда, для спокойной прицельной стрельбы нужна была остановка, а вот останавливаться экипажу боевой машины не хотелось категорически. Однако беспокоящий огонь не прекращался. Метрах в 100 от леса танк Осатюка сделал заключительный пируэт и как ужаленный рванулся куда-то в сторону. Растянувшиеся в колонну немцы в очередной раз со скрежетом повернули и пошли за ним.

Они не знали того, что было известно Осатюку. За балетом Макаренкова наблюдал командир замаскированной на опушке батареи старлей Пётр Романов, который давно понял, к чему клонит наш танкист. План Осатюка сработал на все 100. Залепить из 76 мм танку в борт со ста метров — это натуральный расстрел в упор. Как на полигоне. Pz. Kpfw. Vl(H) № 250005 получил снаряд в моторное отделение и немедленно энергично вспыхнул, а потом и взорвался. Идущая за ним машина № 250006 получила болванку в башню; мехвод немцев, видимо, с перепугу, сломал трансмиссию, и экипаж танка предпочёл как можно скорее покинуть машину (через несколько дней немцы самостоятельно взорвали и этот танк). Третий Тигр благоразумно скрылся в наступающих сумерках.

Осатюк поспешил выяснить, чем занимается его рота. Рота не теряла времени даром и загнала немецкую пехоту в большой котлован, однако уничтожить врага не получалось: немцы начали окапываться, а подходящие слишком близко танки забрасывали гранатами.

По приказу Осатюка Макаренков накатал колею к обрыву, после чего Т-60 взял разбег и элегантно соскочил с обрыва. Не сбрасывая скорости, Макаренков вёл машину кругами, не выбирая пути; Осатюк вырвал опорную чеку гашетки пулемёта, после чего ДТ стал стрелять самостоятельно, а сам расстреливал пехоту врага из пушки.

Когда танк остановился, оказалось, что враг в котловане ещё не кончился; однако оставшиеся от батальона примерно 30 немцев предпочли сдаться.

А вы говорите — Т-60.

18 января 1943 года рота Осатюка вместе с другими частями вошла в Рабочий посёлок №1, где соединилась с подразделениями 372-й с. д. 2-й ударной армии Волховского фронта. Блокада Ленинграда была прорвана.


Экипаж машины боевой: лейтенант Осатюк и старшина Макаренков.


21 января в бою у Рабочего поселка № 6 в танк Осатюка попал снаряд. Макаренкова тяжело ранило, машина вышла из строя. Осатюк под огнём вытащил водителя из танка и на руках донёс до укрытия. Левую ногу врачам пришлось ампутировать, но правую удалось спасти.

10 февраля одним указом Президиума Верховного Совета СССР всему экипажу танка Т-60 № 164 было присвоено звание Героев Советского Союза.

А 13 февраля в танк Осатюка снова попали. На сей раз ранило лейтенанта. Для спасения жизни Героя хирург Глумов (фамилия отпечаталась в памяти танкиста на всю жизнь) провёл сложную пятичасовую операцию, но справиться с ранами и продолжить службу Дмитрию Осатюку удалось только в 1946 году.


Биографические справки:

Николай Александрович Астров
(28 апреля 1906 — 4 апреля 1992) — советский инженер-конструктор бронетанковой техники. Выпускник Московского электромашиностроительного института (1928). С декабря 1931 инженер-конструктор, затем начальник КБ в Автотракторном КБ техотдела экономического управления ОГПУ. Занимался разработкой опытных танков ПТ-1, ПТ-1А, Т-29. В 1934 назначен главным конструктором завода №37 в Москве; руководил созданием плавающих танков Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничного полубронированного арттягача Т-20 «Комсомолец» (1936). В 1941—1943 заместитель главного конструктора ГАЗа по спецпроизводству, руководитель разработки Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), СУ-76М. С 1943 года работал на Мытищинском машиностроительном заводе конструктором, главным конструктором. Возглавлял разработку авиадесантных самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка», артиллерийского тягача АТП, шасси под зенитные комплексы «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска». Всего руководил созданием 26 типов боевых машин пяти семейств, некоторые из которых до сих пор стоят на вооружении. На пенсии с 1985.
Инженер-полковник (1945), д.т.н. (1971), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979). Лауреат трёх Сталинских (1942, 1943, 1951) и Государственной премии СССР (1967). Герой социалистического труда (1976), награждён тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Дмитрий Иванович Осатюк (26 октября (8 ноября) 1917 — 25 мая 1999), полковник. Родился в селе Могильное Гайворонского района Кировоградской области в крестьянской семье, украинец. Окончил кооперативный техникум, работал в колхозе счетоводом. В РККА с 1939, в 1941 окончил Сызранское танковое училище. В боях с июня 1941, участник обороны Двинска (Даугавпилса), Луги. С сентября на Ленинградском фронте. Особо отличился при прорыве блокады в январе 1943 года. 13 февраля 1943 тяжело ранен, на излечении до 1946 года. Впоследствии командир батальона. В 1947 окончил Высшую офицерскую бронетанковую школу, назначен командиром полка в Кантемировскую дивизию. По состоянию здоровья ушёл со строевой службы в 1959 г.; до 1971 — военный комиссар Кировограда. Член ВКП(б) с 1943 г. Похоронен в Пантеоне Вечной Славы в Кировограде.
Герой Советского Союза (медаль №559), награждён орденами Ленина, Отечественной войны I и II ст., Красной Звезды, медалями.

Иван Михайлович Макаренков (15 декабря 1918 — 20 мая 2004), старшина. Родился в селе Ольговка Добринского района Липецкой области в крестьянской семье, русский. Образование начальное, работал трактористом в МТС. В РККА с 1939 г. В боях с июня 1941, участник обороны Двинска (Даугавпилса), Луги. С сентября на Ленинградском фронте, дважды легко ранен. Особо отличился при прорыве блокады в январе 1943 года. Тяжело ранен 21 января 1943 года, потерял левую ногу, демобилизован в том же году. Член ВКП(б) с 1945 года. Жил в Липецке, работал на Новолипецком металлургическом комбинате. Похоронен в Липецке.
Герой Советского Союза (медаль №1229), награждён орденами Ленина, Отечественной войны I ст., медалями.



PS: Легендарный Т-60 №164 лейтенанта Осатюка экспонировался с марта 1947 года в Музее обороны Ленинграда, однако при ликвидации музея в 1952 году исчез бесследно.
Т-60 исполнял роль немецкой бронетехники в фильмах «Два бойца» и «Она защищает Родину».

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Redakteur
отправлено 03.05.10 23:33 # 41


Кому: affigi, #38

> мелкий танк с гребным винтом?

Т-40 последний был. Ранних выпусков.


Redakteur
отправлено 04.05.10 01:42 # 64


Кому: Мичман Панин, #63

> как их тебе скинуть

Как неоднократно упоминалось -- redakteur at oper dot ru


Redakteur
отправлено 04.05.10 06:48 # 76


Кому: Ramonaz, #73

> Давай,Малешкин!

На войне как на войне.

> Экипаж Малешкина сидел в машине и ужинал. Мина разорвалась под пушкой самоходки. Осколок влетел в приоткрытый люк механика-водителя, обжег Щербаку ухо и как бритвой раскроил Малешкину горло. Саня часто-часто замигал и уронил на грудь голову.
> - Лейтенант! - не своим голосом закричал ефрейтор Бянкин и поднял командиру голову. Саня задергался, захрипел и открыл глаза. А закрыть их уже не хватило жизни...

Виктор Курочкин, кстати, воевал: с Курска и до тяжёлого ранения на Одере был командиром СУ-76.


Redakteur
отправлено 04.05.10 07:08 # 79


Кому: МАКС30, #70

> При форсировании рек лёгкие танки и машины та их базе были вообще незаменимы.

Форсирование Свири 21 июля 1944 -- отличный пример форсирования "как надо" и "по плану".

А также последний случай массированного боевого применения Т-38.


Redakteur
отправлено 04.05.10 09:36 # 106


Кому: mau, #105

> Митяев.Книга будущих командиров.

Кстати, отличного воспитательного эффекта книжка для младшего школьного возраста. Категорически рекомендуется. Равно как и его же "Книга будущих адмиралов".

Автор, кстати сказать, с 1942 воевал на "Катюшах", 10 лет был отсеком "Пионерки", потом 11 лет -- главредом "Мурзилки".

Книжки, кстати, переиздавали недавно. Только для книги, которая должна быть в каждом доме, где есть мальчики, цена "Командиров" 767 рублей и тираж 7000 -- это ахутнг какой-то.

Хотя по нынешним меркам тираж скорее даже большой.


Redakteur
отправлено 04.05.10 10:05 # 118


Кому: Lucky, #107

> скорость реакции Сталина

Тов. Сталин внимательно следил за разработкой и производством новых вооружений. Особенно за танками и самолётами.

Телеграммы писал. Вот, например, на ГАЗ, 12 октября 1941:

> Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпуск по 10 танков в день, а к концу октября - по 15...
> Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполнят свой долг перед Родиной.

Или вот в НКТП в 1943, когда Т-70 менялся на Т-70М:

> Тов. Зальцман!

> В настоящее время вы сдаете в действующую армию танки Т-70 выпуска двух видов, в значительной степени отличающихся по конструкции, что приводит к невозможности обслуживания указанных танков в танковых соединениях. Это недопустимо, особенно в то время, когда Красная Армия как никогда нуждается в упрощении обслуживания танковых войск — основы наступления. Прошу срочно разобраться.

> Сталин


Redakteur
отправлено 04.05.10 10:17 # 121


Кому: Minor, #116

> А какой у него магазин?

Кому: Minor, #116

> А какой у него магазин?

Дисковый трёхрядный, 63 патрона, БК 15 дисков.

У ТНШ -- 13 лент по 58 снарядов.

Чисто практически удобнее перезаряжать оба ствола последовательно за раз, хотя диск пулемёта отстреливался явно быстрее.


Redakteur
отправлено 04.05.10 10:58 # 129


Кому: alexV, #128

> а может реконструкторы в этом ключе поработают?

Видел недавние фотографии "реконструкции" "заградотряда НКВД", вооружённого немецким пулемётом.

"Красноармейцы будут расстреляны из германского пулемета немецкими пулями, чтобы отдел пропаганды Третьего Рейха и мировая общественность не смогла доказать стрельбу НКВД по своим."

Место и время реконструкции -- 2005 год, Бородинское поле.


Redakteur
отправлено 04.05.10 11:30 # 140


Кому: whisper2004, #138

> Откуда там вообще заградотряды?

От горе-реконструкторов с говном в мозгу.


Redakteur
отправлено 04.05.10 11:53 # 146


Кому: whisper2004, #143

> Оказывается, это не демократический метод и реконструировать можно без всякой совковой рутины, проявляя богатую фантазию и художественное видение момента.

Они, к счастью, не все такие. Но "творцы" тоже есть.


Redakteur
отправлено 04.05.10 13:12 # 161


Кому: СалоЕддин, #159

> и этой авиаматкой раздолбали какой-то мост стратегический

Звено-СПБ (составной пикирующий бомбардировщик)


Redakteur
отправлено 04.05.10 16:05 # 188


Кому: Заровский, #187

> качество бумаги и переплета.

У меня клееный переплёт с мягкой обложкой издания года так 1978 рассыпался по листам ещё при Брежневе.

Но и то сказать, настольная книга была. Перечитывать мог буквально до заучивания наизусть.


Redakteur
отправлено 04.05.10 16:16 # 189


Кому: Whisper, #186

> поражал навыками даже экзаменаторов, видимо это и помогло выжить и отвоевать от до самого конца...

Это важно. Но не только.

У умелого, разумеется, шансов больше, но к умению ещё толика везения желательна.

Великий штурмовик Талгат Бегельдинов имеет на счету 305 боевых вылетов (это не просто много; это невероятно много); живёт и здравствует в Казахстане.

А великого пикировщика генерал-майора Полбина, отца "полбинской вертушки", на 157 вылете уебала зенитка.

А отличному истребителю, другу Покрышкина Александру Клубову (счёт 31/19) раздавило голову, когда скапотировал облётываемый им отличнейший самолёт Ла-7 (после чего Покрышкин категорически отказался переводить полк с Аэрокобр на новую матчасть).

На войне как на войне.


Redakteur
отправлено 04.05.10 16:50 # 195


Кому: gazeta, #193

> Не по правилам русские воюют. Нечестно.

Так нам и толкуют современные агитаторы и пропагандисты -- надо каяться за грехи предков, покаяние - путь к спасению и условие лучшей жизни.


Redakteur
отправлено 04.05.10 18:29 # 215


Кому: Archie, #209

> рмп специальный ящик

Рабочий кабинет и квартира Сталина находились в т.н. "Корпусе 1" московского Кремля (бывшее здание Сената, т.н. "Особый сектор ЦК", угол, выходящий к Никитским воротам), рядом с кабинетов зав. Особым сектором Поскрёбышева. Там же работала группа разбора писем на имя вождя под руководством тов. Кабышкина.

Для оперативности письмо "вверх" можно было оставить на воротах. Как показывает практика, система разбора писем работала весьма чётко.


Redakteur
отправлено 05.05.10 11:18 # 264


Кому: zastup, #257

> трудоемкость легкого танка, имеющего в качестве силового агрегата половинку дизеля В-2 никак не может быть выше Т-34.

Во-первых, про "выше" никто не говорит.

Речь идёт о [сравнимой] трудоёмкости танков заведомо разного класса. Ряду заводов пришлось корячиться, готовя производство нового Т-34, отлаживая этот сырой танк буквально на ходу.

Делать подобные вещи ради лёгкого танка-заменителя БТ и Т-26 (совершенно новые корпус и башня; совершенно новая подвеска, новый двигатель -- пусть и "половинка" В-2, но его надо выпускать, тем самым сокращая выпуск "большого" В-2) руководство вполне обоснованно сочло неразумным. Тем более что недостаточная боевая эффективность традиционных лёгких танков становилась с каждым днём очевиднее. Был доведён до ума подготовленный задел корпусов с башнями -- и всё.

Поэтому упор был сделан на совсем лёгкие маленькие танки с максимальным использованием автомобильных узлов и двигателей вроде Т-60/Т-70 -- которых яростными усилиями наклепали больше 14000, пока промышленность не стала уверенно обеспечивать потребности фронта в средних и тяжёлых машинах.

Некоторую параллель можно усмотреть с историей пикирующего бомбардировщика Ту-2.


Redakteur
отправлено 05.05.10 11:27 # 267


Кому: porter2, #265

> Всё-таки Т-50 был менее картонным, чем танк Астрова.

Живучесть танка (и выживаемость экипажа) есть функция не только толщины брони, но также скорости, маневренности и заметности на поле боя.


Redakteur
отправлено 05.05.10 13:12 # 278


Кому: dimasokol, #277

> Там написано что у немцев тоже были штрафники

Об этом даже Сталин писал, в приказе 227.


Redakteur
отправлено 05.05.10 15:53 # 284


Кому: Maxeg, #283

> Т-60 - это легкий, плавучий танк

Не плавучий. Для упрощения/удешевления плавучесть отменили уже в ходе выпуска Т-40.

Что же до защиты, поздние Т-60 и особенно Т-70 практически сравнялись с Т-50 и ранними Т-34.


Redakteur
отправлено 05.05.10 16:42 # 286


Кому: easternbear, #285

> А собственно плавающие танки вообще фигурировали в Великой Отечественной?

В начале войны их у нас было навалом, правда, скорее танкеток, потому что Т-37 или Т-38 -- оно не совсем танк.

В отступлении от них особого толку не было.

Понадобились они потом -- когда их почти не осталось.

Пример того, для чего они были нужны -- форсирование Свири 21 июля 1944 года.

Уцелевшие Т-38 пришлось со всего фронта собирать.

После артподготовки эти блохи поплыли через реку с десантом, но на берег для их непосредственного прикрытия вышли ИСУ-152. В результате получилось в целом удачно.


Redakteur
отправлено 05.05.10 22:06 # 298


Кому: porter2, #297

> В конце концов

Не в конце концов, а когда пришло время -- сиречь, возможности "малой" танковой промышленности позволили заняться Т-70, а затем и Т-70М.

Но не раньше.

И не позже -- позже на базе "семидесяток" начали делать более полезные и нужные СУ-76.


Redakteur
отправлено 06.05.10 14:03 # 303


Кому: Minor, #302

> Стандартный, как в т34?

Секундочку, Т-34 -- есть танк. ДТ -- есть пулемёт. Если говорить о стандартах -- то таки да, магазин стандартный, такой же как в авиационном пулемёте ДА.

Также если говорить о стандартах, то ДТ/ДТМ (ДТ-29) ставился на [все] образцы советской бронетехники с 1930-х до замены на СГТ и потом на ПКТ. Например, танки КВ вооружались тремя ДТ, Т-34 -- двумя.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк